Проголосовав за новое правило с перевесом лишь в один голос, американская Комиссия по торговле товарными фьючерсами разрешила местным компаниям торговлю производными финансовыми инструментами, в основе которых лежат показатели кассовых сборов того или иного фильма за первый уикенд, пишет в среду «РБК daily». Кинокомпании выступили против такой торговли, посетовав на то, что она доставит отрасли массу проблем.

Подобно другим экзотическим инструментам, к примеру погодным фьючерсам, контракты на кассовые сборы будут отражать ожидания рынка по поводу наступления того или иного события — в данном случае речь будет идти о том, сумеет ли картина собрать определенную сумму за первые выходные своего показа. Стоит отметить, что к торговле были разрешены не только фьючерсные, но и опционные контракты, позволяющие кинотеатрам или студиям страховать себя от недостаточного внимания со стороны зрителя к своим фильмам. Правда, в данном случае члены комиссии посоветовали кинотеатрам и студиям быть очень осторожными и запретить своим сотрудникам торговать подобными инструментами за свой счет во избежание утечки закрытой информации и нарушения закона.

Многочисленные представители киноиндустрии резко критикуют подобное решение регулятора, активно настаивая на том, что «прокатные» деривативы должны быть запрещены. Такое отрицательное лобби вызвано серьезными опасениями по поводу «несовершенства» этого рынка. По их мнению, наступление события — в данном случае достижение кассовыми сборами определенного показателя — может легко поддаваться манипуляции и стать инструментом для нечестного обогащения некоторых участников рынка. «Это, действительно, похоже на еще один спекулятивный инструмент с весьма загадочными целями. Круг хеджеров здесь очень узок, применять его в качестве страховки от плохой посещаемости сложно. К тому же негативные ожидания рынка по поводу новой картины, вылившиеся в стоимость контракта, могут быть подхвачены прессой. А это уже станет настоящим психологическим давлением — многие не захотят идти на такой фильм. Ликвидность подобных деривативов будет очень низкой», — уверен руководитель отдела анализа мировых рынков ИК «Финам» Михаил Аристакесян.

Как считают представители киноиндустрии, определенных успехов в области манипулирования показателем кассовых сборов можно добиться за счет простого переноса премьеры. Неудачно выбранная дата, приправленная повышенным медийным освещением ленты в негативном ключе, в значительной мере способна изменить ситуацию в пользу того или иного заключенного контракта. Одним из основных критиков нового вида деривативов оказалась Американская ассоциация кинокомпаний, куда входят такие гиганты отрасли, как, к примеру, Sony. Представители ассоциации уже активно лоббируют свои интересы в конгрессе США.