Госдума на заседании в среду одобрила во втором чтении правительственный законопроект о микрофинансовых организациях, которые предоставляют займы до 1 млн рублей.

Микрофинансовой организацией предлагается признать юридическое лицо, зарегистрированное в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения, некоммерческого партнерства, хозяйственного общества или товарищества. Оно должно заниматься микрофинансовой деятельностью и быть внесенным в соответствующий государственный реестр. Бюджетные учреждения не могут признаваться микрофинансовыми организациями.

Законопроект не распространяется на кредитные организации, жилищные накопительные кооперативы, профессиональных участников рынка ценных бумаг, инвестиционные фонды, управляющие компании, которые не являются профучастниками рынка ценных бумаг, негосударственные пенсионные фонды. Все они осуществляют микрофинансовую деятельность в соответствии с законодательством, регулирующим их работу.

Закон наряду с защитой прав и интересов микрофинансовых организаций, потребителей их услуг и инвесторов определяет и ограничения для деятельности таких организаций, в том числе запрещает привлекать средства в виде займов от посторонних физических лиц, что позволяет минимизировать возможные финансовые риски.

На 1 января 2008 года рынок микрофинансовых услуг в части предоставления займов оценивался в России на уровне 25—27 млрд рублей, из которых 54% займов — на развитие бизнеса, а 35% — на потребительские нужды, отмечается в пояснительной записке к законопроекту. При этом 80% займов выданы со сроком погашения до года.

Разработчики законопроекта приводят данные Российского микрофинансового центра, согласно которым в течение последних шести лет число потребителей микрофинансовых услуг увеличилось более чем в пять раз, количество заемщиков в секторе микрофинансирования превышает 100 млн человек. Число обслуживаемых субъектов малого предпринимательства составляет 400 тыс. Таким образом, средний размер микрозайма в небанковском секторе — около 60 тыс. рублей при уровне просрочки около 3%, говорится в пояснительной записке.

Наиболее крупный сегмент некоммерческих организаций, подпадающих под действие законопроекта, составляют государственные и муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства, которых на начало 2008 года в России насчитывалось более 300. Они распоряжались портфелями займов в сумме не менее чем 2,7 млрд рублей и обслуживали около 30 тыс. субъектов малого предпринимательства, указывается в записке.