Российский рынок private equity начинают осваивать крупные российские инвестбанки. В ближайшие несколько лет «ВТБ Капитал» намерен создать три фонда прямых инвестиций, вложив в них в совокупности около 1,5 млрд долларов. Об этом в интервью «РБК daily» рассказал руководитель управления прямых инвестиций «ВТБ Капитала» Тим Демченко.

«Мы хотим создать семейство фондов прямых инвестиций. Один фонд у нас уже есть — фонд недвижимости. Мы сформировали его в партнерстве с одним из крупнейших суверенных фондов Ближневосточного региона (State General Reserve Fund султаната Оман. — Прим. «РБК daily»). Мы намерены увеличить активы нашего совместного фонда с 300 миллионов до 500 миллионов долларов в основном за счет привлечения новых инвесторов», — поделился планами представитель инвесткомпании, уточнив, что фонд будет «инвестировать в офисную недвижимость класса А в Москве и Санкт-Петербурге». «Сейчас мы думаем над тем, чтобы расширить инвестиционную стратегию фонда, включив в него склады и торговые центры. При этом фонд не планирует делать инвестиции в девелоперские проекты», — добавил Демченко.

Еще один фонд — сельскохозяйственный, сообщил представитель «ВТБ Капитала». Его объем компания также рассчитывает установить на уровне до 500 млн долларов. «Сейчас мы ведем переговоры со стратегическим партнером, у которого будет 50-процентное участие в фонде. Также мы ведем переговоры с несколькими крупными компаниями, которые могут предоставить нам свои консультации, если мы приобретем сельскохозяйственный бизнес. Мы заинтересованы в том, чтобы создать технологическую цепочку производства в полном объеме, и здесь мы рассчитываем на наших иностранных партнеров, ведь за счет использования более современных технологий эффективность сельхозбизнеса у них значительно выше», — пояснил он. По его словам, компания рассчитывает зарегистрировать фонд уже в этом году.

«Но наш ключевой фонд связан с потребительским сектором, включая розничную торговлю, фармацевтику, финансовые услуги, пищевую индустрию и другие активно растущие секторы экономики, — отметил Демченко. — В данном сегменте сейчас наиболее активно работают фонды прямых инвестиций. Думаю, что к концу года у нас будет закрыто несколько сделок в рамках этого фонда».

В компании рассчитывают, что объем «среднестатистической» сделки в фонде потребительского сектора будет на уровне 50—75 млн долларов. «Возможно, мы будем инвестировать до 100 миллионов долларов, но не больше. Если речь будет идти о более значительных вложениях, то мы планируем привлекать партнеров. В итоге исходя из этих параметров мы рассчитываем, что размер фонда составит до 500 миллионов долларов. Это позволит нам за 2—3 года создать портфель, в котором будет 7—8 проектов», — рассказал представитель компании.

Отвечая на вопрос издания о структуре сделок и рассматриваемых стратегиях выхода из проектов, Демченко пояснил: «В классических фондах private equity срок инвестиций может доходить до 8—10 лет, но мы рассматриваем более короткий период. Возможно, 6—7 лет, из которых три года будет составлять инвестиционная фаза. Что касается выходов, то, конечно, будут рассматриваться любые варианты. Хороший вариант выхода — IPO, но на рынке private equity они случаются редко, поэтому рассчитывать на это нельзя. Другой вариант — продажа бизнеса стратегическому российскому или иностранному инвестору. Такая практика наиболее широко распространена среди фондов. Есть и другие опции, которые, впрочем, редко встречаются на российском рынке: management buy-out, «вторичная продажа», то есть перепродажа бизнеса другому фонду, слияние с публичной компанией. Это не столь часто встречающиеся сделки на рынке, однако мы будем рассматривать и такие варианты. Для нас, конечно, наиболее комфортным и реалистичным выходом является продажа бизнеса стратегическому инвестору».