Увлекшись увеличением числа клиентов обязательного пенсионного страхования, многие негосударственные пенсионные фонды потеряли в их качестве. По итогам I квартала у НПФ — лидеров рынка по числу клиентов средняя сумма счета не превышает 20 тыс. рублей, в то время как у НПФ «Райффайзен», Сбербанка и «Газфонда», не занимающих лидирующих позиций по числу клиентов, средние счета пенсионных накоплений — самые большие (37—67 тыс. рублей). Об этом в понедельник пишет «Коммерсант», проанализировавший соотношение средней суммы счета клиентов крупнейших НПФ и числа их клиентов на основе данных Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) на 1 апреля 2010 года, раскрытых на сайте ФСФР.

Анализировались 20 крупнейших НПФ по объему пенсионных накоплений с количеством клиентов в рамках обязательного пенсионного страхования (ОПС) от 20 тыс. человек. Средняя сумма счета в этих фондах составила 23,02 тыс. рублей. Лидером по этому показателю стал НПФ «Райффайзен», с большим отрывом за ним следует НПФ Сбербанка, тройку лидеров замыкает «Газфонд». Наименьший средний счет по договорам ОПС у «Промагрофонда» (8,58 тыс. рублей), у Первого национального пенсионного фонда этот показатель составляет 9,6 тыс., а у НПФ «Русь» — 10,78 тыс.

Пенсионные накопления формируются за счет ежемесячных страховых взносов работодателей за своих сотрудников в размере 6% от заработной платы. Эти средства поступают в Пенсионный фонд России (ПФР) и в дальнейшем подлежат обязательному инвестированию. По умолчанию пенсионными накоплениями граждан управляет ВЭБ. Впрочем, для инвестирования накоплений можно выбрать одну из 54 частных управляющих компаний или один из НПФ, имеющих право работать с пенсионными накоплениями граждан.

По данным ПФР, в I квартале НПФ заключили с гражданами 202,7 тыс. новых договоров об ОПС, что на 17,4% больше, чем за аналогичный период 2009 года. Общее количество граждан, выбравших НПФ для инвестирования своей накопительной части пенсии, составляет на 1 апреля 5,96 млн человек (на топ-20 фондов приходится 4,99 млн человек). Примечательно, что фонды с наибольшей средней суммой счета не являются лидерами по числу клиентов.

По словам участников рынка, по средней сумме счета можно судить о качестве клиентской базы пенсионных фондов. Исполнительный директор НПФ «Райффайзен» Елена Горшкова полагает, что качество клиентской базы зависит от методов работы по заключению новых договоров ОПС. «Мы продаем свои продукты через сеть Райффайзенбанка», — говорит Горшкова. По ее словам, клиентами Райффайзенбанка являются преимущественно люди с доходом выше среднего, «традиционный средний класс», в НПФ они идут осознанно, и это сказывается на результате. Фонды, привлекающие десятки тысяч новых клиентов, работают, как правило, через агентские сети, которые менее тщательно подходят к отбору потенциальных клиентов, «так как вознаграждение агентов зависит не от суммы, которую перечислит клиент, а от количества заключенных договоров».

«Да, мы и НПФ, привлекающие клиентов через банковские сети, действительно, работаем с разными целевыми категориями», — подтверждает Виталий Плотников, президент Первого национального пенсионного фонда (средняя сумма счета на 1 апреля — 9,6 тыс. рублей). «Агенты привлекают людей в больницах, школах, на небольших предприятиях», — поясняет он. По его словам, в частности, поэтому некоторые фонды отказываются сейчас от агентской схемы и выстраивают такую сеть продаж, которая бы позволила выйти на более «доходный» сегмент клиентов.