Проведенная китайскими властями аудиторская проверка финансовой деятельности региональных властей выявила значительные риски для национальной экономики. Согласно докладу Национального управления по аудиту КНР, заимствования некоторых местных органов власти через подконтрольные им инвестиционные агентства у банков успели перерасти в «тяжелое бремя» для страны в целом.

В то же время, по данным управления, суммарная задолженность региональных правительств в настоящее время составляет 2,79 трлн юаней (409,7 млрд долларов). В том числе 1,04 трлн юаней (157 млрд долларов) было заимствовано региональными правительствами у банковских организаций в прошлом году. Что касается денежных средств, которые инвестиционные агентства в целом успели позаимствовать у банков в прошлом году, то эта сумма достигла 7,4 трлн юаней (1,1 трлн долларов).

О серьезных финансовых сложностях китайских регионов можно судить по соотношению расходов и доходов местных правительств. Так, в семи регионах Поднебесной расходы местных властей в 2009 году превысили доходы, а в одном из регионов расходы оказались втрое больше доходов.

Подводя итоги проведенной проверки, китайские аудиторы заключили, что местным органам власти следует жестко контролировать рост долговых обязательств для предотвращения перехода финансовых рисков в фискальные. Между тем стоит отметить, что ранее в июне правительство КНР уже указывало местным органам власти на необходимость усиления контроля за своими денежными потоками. Пекин уже распорядился ограничить объем кредитов, выдаваемых банками регионам. Вместе с тем отмечалась необходимость ограничения выдачи средств инвестиционным агентствам и введения более тщательного мониторинга за расходованием уже выданных средств.

Решение провести аудит инвестиционных агентств страны, находящихся под управлением региональных органов власти, в Пекине приняли в конце мая 2010 года в связи с нарастающими опасениями по ситуации в банковском секторе страны. В последнее время в Пекине возникало все больше сомнений относительно способности инвестиционных агентств погашать свои многомиллиардные банковские займы.

Вопросы к китайским инвестиционным агентствам изначально стали возникать у Всемирного банка и ряда других международных организаций, неоднократно в этом году выражавших озабоченность их финансовым состоянием. Агентства попали в поле зрения мирового сообщества в связи со значительными объемами инвестиций в строительство и развитие инфраструктуры КНР в контексте общей политики стимулирования экономики, проводившейся Пекином в период кризиса.

По мнению большинства экспертов, китайские банки наиболее успешно справлялись с последствиями мирового финансового кризиса, равно как и наименее сильно пострадали в разгар самого кризиса. Во многом их успех объяснялся меньшей долей ипотечных кредитов в общем объеме финансового портфеля, нежели у западных финансовых организаций.

Однако американские аналитики оценивают общий объем заимствований китайских властей у банков в период с 2004 по 2009 год в 12 трлн юаней (1,6 трлн долларов), что приблизительно равняется ожидаемой величине дефицита бюджета США в 2010 году.

В отчете ВБ за март уже указывалось, что растущий объем государственных заимствований в Китае является «потенциальной макроэкономической угрозой». Кроме того, потенциальная опасность недооценки величины внутреннего долга Китая возникает с учетом еще и того факта, что, по мнению экспертов, в КНР существует порядка 4 тыс. различных механизмов финансирования экономики, работающих под управлением местных властей и не отражающих реальных показателей динамики внутреннего долга.