Опорный банк железнодорожников — Транскредитбанк, ключевыми акционерами которого являются структуры РЖД, ставит перед собой задачу универсализации и диверсификации бизнеса и планирует за три года серьезно сократить долю компаний группы «РЖД» в операциях. Об этом его президент, предправления Юрий Новожилов заявил в интервью газете «Ведомости», поделившись с изданием планами кредитной организации.

По его словам, до конца лета совет директоров должен утвердить новую стратегию развития банка; сейчас также решается, какие дополнительные бизнесы будут в группе Транскредитбанка. «До этого у нас в группе были только банк с лизинговой и факторинговой компанией, недавно добавились инвесткомпания «ТКБ Капитал» и управляющая компания «КИТ Фортис». Также мы хотим, чтобы в группу ТКБ вошел брокерский бизнес «КИТ Финанс», — рассказал Новожилов. «Основная цель нашей стратегии — универсализация банка и диверсификация его работы. Прежде всего продолжение работы по уменьшению зависимости от бизнеса нашего основного акционера — ОАО «Российские железные дороги», — подчеркнул он, уточнив, что для этого банку предстоит решить три ключевые задачи: «Первое — это повышение эффективности розничного бизнеса. Второе — усиление корпоративного бизнеса за счет диверсификации нашего взаимодействия с клиентами, не относящимися к группе РЖД. Третье — повышение эффективности группы ТКБ за счет продажи инвестиционно-банковских услуг». Топ-менеджер отметил, что банк планирует постепенно сокращать долю структур РЖД в своем бизнесе, которая сейчас в целом занимает 35%: в течение ближайших трех лет в соответствии с планом диверсификации компании эта доля должна уменьшиться до 20%.

Транскредитбанк планирует активно привлекать корпоративных клиентов из разных секторов экономики. Серьезным конкурентным преимуществом банка его глава назвал лояльность к клиентам, пояснив: «У нас не было ситуаций, когда мы обижали клиентов — отбирали залоги и продавали их по цене в несколько раз ниже, заставляли проводить реструктуризацию, забирая часть пакета акций себе. Многие клиенты пришли к нам из других банков, потому что, по их словам, они перестали себя чувствовать в безопасности и их не поддержали в кризис». При этом он подчеркнул, что «лояльность — это не слабость в оценке рисков. Это некая поведенческая модель, которая говорит об отношении к клиентам».

Касаясь планов кредитной организации в розничном сегменте, Новожилов рассказал, что «основной рост розницы в ближайшие годы связан с продажей модифицированных продуктов существующей клиентской базе». Так, по его словам, одна из главных задач — «сделать из зарплатных карт полноценную кредитную карточку». Сейчас из 2 млн клиентов по зарплатным проектам кредитными картами пользуются не более 100 тыс., сказал он, определив в качестве задачи-максимум увеличение количества кредитных клиентов до 500 тыс. В 2011 году банк планирует работать по всей линейке продуктов как с существующими, так и с «уличными» клиентами, добавил президент Транскредитбанка.

Банк также планирует расширить свою сеть (сегодня в нее входит 300 отделений), открыв в ближайшие два года около 40 новых отделений в Московском регионе (сейчас их в Москве и области 13). В регионах, по его словам, основная задача — «повышение эффективности сети путем повышения качества продуктов и увеличения количества продуктов, которые выдаются клиентам в одни руки». Сейчас «среднее проникновение» составляет 1,1 продукта в одни руки, этот показатель планируется увеличить до 2,5.

Среди других амбициозных планов банка, метящего в топ-10, — увеличение как минимум в 1,5 раза своей рыночной стоимости, которая сейчас оценивается банком примерно в 60 млрд рублей. Отвечая на вопрос издания, Новожилов сказал, что не исключает IPO Транскредитбанка: «Наша стратегия предусматривает различные варианты дальнейших действий для акционеров, в том числе и IPO». При этом глава кредитной организации подчеркнул, что «в любом случае… топ-менеджмент должен изначально работать так, чтобы в любой момент банк был готов к выходу на IPO».