Минрегион представил в правительство проект комплексной стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года, сообщила представитель министерства Татьяна Конищева. Документ, содержание которого приводят «Ведомости», готовился по инициативе полпреда президента в СКФО и вице-премьера Александра Хлопонина под лозунгом «Северный Кавказ как территория роста» и рассматривает необходимые меры для развития таких секторов, как переработка сельхозпродукции, туристско-рекреационный комплекс, транспортная инфраструктура, пассажирские и круизные морские перевозки, энергетическая инфраструктура, финансы, строительство, нефтепереработка.

В частности, по мнению разработчиков стратегии, на Северном Кавказе необходимо увеличивать количество банков. Для этого предлагается установить «более лояльные нормы размера собственного капитала» для небольших региональных организаций. Надо проработать процедуры, позволяющие банкам с меньшим капиталом участвовать в аукционах Минфина, получать субординированные кредиты. Банки должны получать льготу по налогу на прибыль, которая направлена на увеличение капитала.

Осуществлять стратегию должен северокавказский институт развития наподобие Внешэкономбанка, говорится в документе. Наблюдательный совет этого института должен формироваться из федеральных и региональных чиновников, бизнесменов, а руководить им должен полпред президента в округе, то есть Хлопонин. Капитал фининститута предлагается сформировать за счет средств ВЭБа, крупнейших российских банков и федерального бюджета. Этот капитал должен составлять до 10% инвестиций, необходимых для приоритетных проектов. Предполагается, что северокавказский ВЭБ будет софинансировать приоритетные проекты региона, управлять гарантийным фондом для инвесторов, реализовывать программы льготной ипотеки и выполнять функции агента правительства по предоставлению госгарантий компаниям. Его структуры должны иметь возможность самостоятельно готовить и реализовывать проекты с нуля.

В каждом регионе Северного Кавказа должно быть свое агентство по привлечению инвестиций, которое будет подразделением северокавказского ВЭБа или его дочерней компанией, говорится в стратегии. Они будут искать инвесторов и продвигать инвестиционные проекты.

В стратегии также говорится, что для привлечения инвестиций на Северный Кавказ там надо создать сеть закрытых паевых инвестфондов. Якорными пайщиками фондов могут выступать «крупные финансовые институты и частные компании, имеющие бизнес-интересы на соответствующих территориях». А чтобы эти фонды эффективно работали, указано в документе, нужно поменять законы — дать право правительствам регионов участвовать в уставном капитале фондов. Эти межрегиональные фонды должны финансироваться из инвестфонда, пишут авторы стратегии. А северокавказский ВЭБ может выступать так называемым «спонсором» или учредителем фонда, оплачивая до 5% капитала и принимая участие в управлении фондом. Также предложено создавать в регионах зоны территориального развития (ЗТР), которые, в отличие от особых экономических зон (ОЭЗ), не специализированы.

Сколько денег требуется на реализацию этой программы, пока не уточняется. Чиновник финансово-экономического блока, знакомый со стратегией, говорит, что она по сути предусматривает создание государства в государстве; обнуление или снижение каких-либо налогов, по его словам, невозможно — немедленно возникнет офшор и «перевод центра прибыли», и государство на это не пойдет. Вместе с тем директор Центра фискальной политики Галина Курляндская называет территориальный институт развития «неплохой идеей», «особенно сейчас, когда бюджет не может выделить много средств». А Борис Макаренко из Центра политтехнологий уверен, что льготные условия для инвесторов и банков просто необходимы, потому что «нормальные инвесторы и банки» работать на Северном Кавказе не станут.