Группа ВТБ рассматривает выход на рынок кредитования покупателей торговых сетей (POS-кредитования) через покупку хороших портфелей таких кредитов у действующих игроков, пишет в понедельник газета «Коммерсант» со ссылкой на президента ВТБ Андрея Костина.

«Мы не отказываемся и от планов по приобретению одного из банков, работающих на этом рынке, однако в настоящее время реальных предложений о продаже таких банков нет»,— пояснил газете Костин. По его словам, хотя POS-кредиты недлинные, они позволяют получать высокую маржу, что делает выгодным их приобретение даже на короткий срок.

Как сообщалось, впервые о намерении выйти на рынок POS-кредитования ВТБ заявил при анонсировании стратегии развития группы на 2010—2013 годы. Согласно ей к концу 2013 года доля розницы в активах группы должна увеличиться с 18 до 25%, и сделать это банк намерен в том числе за счет кредитования покупателей на приобретение товаров в торговых сетях через розничную «дочку» ВТБ 24. Выход на этот рынок возможен через партнерство с действующим игроком или его приобретение, говорил ранее Андрей Костин.

ВТБ 24 — уже второй госбанк, который хочет выйти на рынок POS-кредитования, напоминает издание. Первым в ноябре прошлого года о таких планах заявил Сбербанк. Решение о том, каким образом Сбербанк будет выходить на этот рынок, пока не принято. Однако, как пояснил источник газеты в Сбербанке, вариант покупки портфелей кредитов у кого-то из игроков этого рынка банк не рассматривал и не планирует.

По мнению опрошенных газетой участников рынка, ВТБ будет непросто найти банк, готовый продать портфель POS-кредитов хорошего качества. «Сейчас нет банков, которые выдают такие кредиты в большом объеме и готовы их продавать, так как нет проблем с краткосрочной ликвидностью»,— говорит зампред правления ХКФ-Банка Владимир Гасяк. «Это короткие кредиты, и практика их продажи не распространена, в отличие от продажи более длинных кредитов, таких как автокредиты и ипотека, под которые требуется долгосрочное фондирование»,— продолжает старший вице-президент Альфа-Банка Андрей Сокольский.

При этом даже если найдутся банки, готовые продать портфели, то хорошо заработать на такой сделке ВТБ вряд ли удастся, считают эксперты, поскольку маловероятно, что кто-то будет продавать кредиты хорошего качества по номинальной стоимости. Купить их можно будет только с премией не менее 3% от портфеля.

Впрочем, целью ВТБ может быть расширение клиентской базы, указывают участники рынка. «POS-кредиты для банков являются возможностью серьезно нарастить клиентскую базу для дальнейших продаж этим заемщикам других продуктов, например кредитных карт или кредитов наличными»,— говорит Сокольский.