Госдума на пленарном заседании в среду приняла во втором чтении проект закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и в статьи 1 и 4 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)».

Законопроект разработан в целях уточнения отдельных положений законодательства о банкротстве, регулирующих вопросы контроля за деятельностью арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций (СРО) арбитражных управляющих, вопросы утверждения федеральных стандартов профессиональной деятельности арбитражных управляющих и СРО арбитражных управляющих, а также статус органа по контролю (надзору).

Закон о банкротстве в действующей редакции предусматривает, что арбитражные управляющие, утвержденные в деле о банкротстве и не соответствующие требованиям, установленным данным законом, подлежали отстранению арбитражным судом по заявлению органа по контролю (надзору) до 1 января 2010 года. При этом до даты их отстранения орган по контролю (надзору) осуществлял контроль при осуществлении деятельности арбитражных управляющих за соблюдением ими требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, проводил проверки деятельности арбитражных управляющих, обращался в арбитражный суд с заявлением об отстранении арбитражных управляющих от исполнения возложенных на них обязанностей в деле о банкротстве в случае выявления нарушения ими требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ.

Такие арбитражные управляющие, являясь индивидуальными предпринимателями, не являлись членами СРО арбитражных управляющих. В отношении данных лиц имелась необходимость применения положений о непосредственном контроле их деятельности со стороны органа по контролю (надзору) с целью недопущения злоупотреблений. Поскольку в настоящее время данная функция органа по контролю (надзору) за деятельностью арбитражных управляющих утратила свою актуальность, законопроектом предлагается уточнить статус органа по контролю (надзору), исключив функции по контролю (надзору) за деятельностью арбитражных управляющих. Законопроект также уточняет, что федеральными стандартами может регулироваться деятельность как арбитражных управляющих, так и СРО.

Законопроектом предлагается исключить норму, предусматривающую обязанность органа по контролю (надзору) представлять кандидатуру арбитражного управляющего, поскольку непредставление такой кандидатуры в установленные сроки лицами, участвующими в деле о банкротстве, в арбитражный суд свидетельствует о незаинтересованности в возбуждении производства по делу о банкротстве со стороны как кредиторов, так и самого должника.

В таких ситуациях дело о банкротстве будет прекращаться арбитражным судом в соответствии с пунктом 9 статьи 45 закона о банкротстве, и не через шесть месяцев, а через три.

Законопроектом предлагается перенести на год (с 1 июля 2010 года на 1 июля 2011-го) срок утверждения нормативных правовых актов, направленных на создание единого федерального реестра сведений о банкротстве, его формирование и обеспечение доступности содержащихся в нем сведений в полном объеме посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, в том числе порядок формирования и ведения единого федерального реестра сведений о банкротстве.