Как показывают результаты исследования, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), налоговая инспекция и государственная противопожарная служба — основные помехи развития бизнеса в России.

Исследование было проведено по заказу Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) среди 1 200 владельцев и топ-менеджеров частных компаний промышленности и строительства, транспорта и связи, сферы обслуживания и торговли.

Невысокую оценку получила система лицензирования, контроля и надзора за бизнесом (3,33 балла из 7 возможных). За прошедшие три года этот показатель медленно, но неуклонно снижается (с 3,73 балла в 2007 году).

Из всех органов, осуществляющих контрольно-надзорную деятельность, наибольшие претензии предприниматели предъявляют к налоговой инспекции: ее деятельность мешает 65% опрошенных. На втором месте — государственная противопожарная служба (она вызывает недовольство у 50% респондентов). Несколько реже представители бизнес-сообщества указывают на препятствия со стороны местной администрации (42%), Ростехнадзора (41%) и Роспотребнадзора (40%), лицензирующего органа (38%), региональной администрации (31%). В наименьшей степени предпринимателям мешает деятельность МВД (24%), Общества по защите права потребителей (22%) и антимонопольных органов (20%).

По сравнению с 2007 годом недовольство большинством указанных органов возросло. В наибольшей степени это касается деятельности местной и региональной администраций (с 21 до 42% и с 16 до 31% соответственно).

Главной проблемой предприятия при проведении проверок остается требование избыточного по сравнению с законом пакета документов (33%). Значительно чаще, нежели в 2008 году, предприниматели стали упоминать намеки на необходимость оплаты услуг (с 16 до 30%), «заказные» проверки (с 18 до 25%), нарушения правил проведения проверок (с 8 до 12%) и несоответствие предмета проверки указанному в распоряжении о проверке (с 4 до 9%). С 2007 года постепенно растет доля тех, кто указывает на недостаточную компетентность должностных лиц, осуществляющих проверки (с 17 до 24%). Напротив, чуть реже стали говорить об избыточной частоте проверок (с 32 до 29%).