Исследовательский холдинг «Ромир» и Национальный Банк «Траст» представили результаты очередного этапа регулярного всероссийского исследования настроений малого и среднего бизнеса России (МСБ). Данные традиционно сведены в виде комплексного «Траст Индекса МСБ», который включает оценку текущего состояния и ожиданий малого и среднего бизнеса. Настроения анализируются в целом по РФ, а также по сегментам (микробизнес, малый бизнес, средний бизнес) и в региональном разрезе.

В июне впервые с начала кризиса «Траст Индекс МСБ» зафиксировал у представителей малого и среднего бизнеса преобладание положительных оценок над негативными (101 и 105 пунктов соответственно).

Микробизнес, несмотря на существенную положительную динамику индекса (+13 пунктов по сравнению с февралем), все еще в отрицательной зоне с 93 пунктами. Напомним, что положительная зона индекса начинается с отметки 100 пунктов. Консолидированный «Траст Индекс МСБ», соединяющий в себе данные всех трех категорий бизнеса, вырос до 97 пунктов (+15 к февралю). Динамика со II квартала 2009 года составила 27 пунктов.

«Постепенно выправляется в сторону плюса нацеленность бизнес-сообщества на кредитные средства и оценка уровня взаимоотношений с органами власти — именно эти показатели с началом кризиса просели заметнее остальных. Практически повсеместно наблюдается преобладание оптимистичных оценок перспектив развития над оценкой текущего состояния, что свидетельствует о том, что бизнес-среда готова к качественному росту», — резюмирует результаты исследования Надия Черкасова, председатель правления НБ «Траст».

Рост индекса настроений в среднем, малом и микробизнесе был ожидаемым, так как посткризисный шок прошел, и экономика России оживает. Данную тенденцию также фиксирует Росстат на протяжении трех последних кварталов подряд на базе данных преимущественно о крупных компаниях, указывается в релизе «Траста».

«Руководители среднего и малого бизнеса стали оценивать ситуацию более спокойно. Оценки текущего состояния все еще умеренно негативные, а вот ожидания уверенно вошли в положительную зону. Доля компаний, рассчитывающих на рост инвестиций, почти в два раза превышает долю компаний, ожидающих их сокращения. Отчасти это связано с небольшим улучшением в сфере доступности кредитования среднего и малого бизнеса, — добавляет Игорь Березин, советник президента «Ромира», президент Гильдии маркетологов. — Однако немаловажно отметить, что ситуация остается весьма неустойчивой. В этих условиях предприятия среднего и малого бизнеса особенно сильно нуждаются в поддержке со стороны федеральных и региональных органов государственной власти».

В целом состояние среднего бизнеса устойчиво улучшается, как и комплексное самочувствие «малышей» (микро- и малого сегмента). При этом наиболее существенный рост индекса за год наблюдается в сегменте среднего бизнеса — на 33 пункта. Среди малого бизнеса показатель индекса со II квартала 2009 года также значительно вырос — на 28 пунктов, а в отношении микробизнеса — на 29 пунктов.

«Безусловно, положительные ожидания со стороны СМП связаны в первую очередь с оживлением индексов потребительской активности. Малый бизнес в основном получает доход от розничных продаж, а поскольку население постепенно переходит к более активному потреблению, то это сказывается позитивно на продажах, а еще больше — на ожиданиях бизнеса. Насколько эта тенденция устойчива — покажет уже III квартал», — комментирует ситуацию Михаил Мамута, президент Российского микрофинансового центра (РМЦ).

Наибольший рост положительных настроений по сравнению со II кварталом 2009 года наблюдается в регионах — «полюсах роста» (Ставрополье и Приморье, +42 пункта), «опорных» регионах (Самарская, Новосибирская области, +30 пунктов) и «локомотивах» (Московская и Свердловская области, +27 пунктов).

В группе субъектов Федерации с высокой положительной динамикой индекса бизнес чувствует себя более уверенно благодаря достаточному инвестиционному потенциалу (совокупности имеющихся там производственных факторов и сфер приложения капитала) на фоне умеренного уровня риска, т. е. пониженной концентрации факторов, которые приводят к возможным инвестиционным потерям предприятий (политический, экономический, социальный и др.). При этом самый высокий показатель «Траст Индекса МСБ» — 122 пункта, соответствующие докризисному уровню, зафиксирован в регионах — «полюсах роста».

Регионы — «точки роста» (Новгородская область, Бурятия) пока демонстрируют незначительную положительную динамику индекса (+ 6 пунктов) за счет улучшения текущего состояния МСБ и на фоне общего высокого уровня самочувствия бизнеса, зафиксированного на отметке 104.

В «проблемных» регионах (Республика Марий Эл, Курганская область) положительные настроения малого и среднего бизнеса окрепли на 16 пунктов. Рост сдерживает прежде всего индекс текущего состояния — среди всех регионов в июне 2010 года здесь он самый низкий: 65 пунктов. Это объясняется тем, что в группе «проблемных» регионов инвестиционный потенциал предприятий находится пока на невысоком уровне, а уровень риска потери инвестиций в экстремальном состоянии.

А в регионах с неопределенными перспективами (Брянская область, Дагестан) в противовес общей тенденции к росту зафиксировано снижение уровня индекса за год на 5 пунктов, произошедшее в первую очередь за счет падения индекса текущего состояния на 13 пунктов.