Инфраструктура, обеспечивающая проведение операций по платежным картам в России, включающая банкоматы и другие электронные устройства для обслуживания «банковского пластика», развивается хорошими темпами, но при этом низкоэффективна и дорогостояща, говорится в обзоре российского рынка платежных карт, подготовленном Банком России. Основной проблемой называется неравномерная распределенность банкоматной сети и концентрация аппаратов разных банков в одних и тех же точках.

«По итогам развития российского рынка платежных карт можно отметить, что в 2009 году сохранялась тенденция развития инфраструктуры, обеспечивающей проведение операций с использованием платежных карт, как по безналичной оплате товаров и услуг, так и по получению наличных денежных средств. Кроме того, темп прироста инфраструктуры за год значительно превышал темп прироста эмиссии платежных карт за аналогичный период (прирост эмиссии — 5,7%, инфраструктуры — 10,6%)», — говорится в исследовании, обнародованном в пятницу.

Банк России указывает в качестве основных факторов, влияющих на работу инфраструктуры, ее низкую эффективность и высокую стоимость, в частности — в отношении банкоматов.

Формирование и развитие банкоматной сети требует больших затрат от кредитных организаций, отмечается в обзоре. При этом каждый банк стремится развивать собственную сеть. «На практике (это) приводит к тому, что в непосредственной близости друг от друга установлены сразу несколько банкоматов разных банков, что в конечном итоге не способствует оптимальному использованию такой банкоматной сети и ведет к повышению стоимости услуг для потребителей», — считают эксперты ЦБ.

Среди других негативных факторов — высокие комиссии банков-эмитентов, которые взимаются с клиентов при снятии наличных в сторонних банкоматах. Это вынуждает клиентов пользоваться услугами только «своих» банков, что снижает доступность платежных услуг и приводит к дополнительной нагрузке инфраструктуры.

«Статистика свидетельствует о существовании диспропорций в загруженности сетей банкоматов отдельных кредитных организаций. В результате владельцы «простаивающих банкоматов» несут убытки, в то время как сеть банкоматов других кредитных организаций перегружена, что приводит к снижению эффективности инвестирования привлеченных денежных ресурсов и росту стоимости банковских услуг в целом», — говорится в обзоре.

В среднем по стране на один банкомат ежедневно приходятся 64 операции по выдаче наличных, проведенных по картам «своих» клиентов, шесть транзакций по сторонним картам и одна — по карте зарубежного эмитента.

На конец 2009 года на территории России насчитывалось 597,2 тыс. устройств для осуществления операций с использованием платежных карт против 540 тыс. годом ранее. Несмотря на 10-процентный рост, число банкоматов в России значительно меньше, чем в большинстве развитых стран. Так, в РФ на миллион жителей приходится 595 банкоматов, в то время как в Канаде — 1,8 тыс., а в Бельгии — 1,4 тыс.