Один из крупнейших ретейлеров — торговая сеть «Эльдорадо» — с 25 июля прекратила сотрудничество с банком «Русский Стандарт». Как пишет в понедельник «Коммерсант», эту информацию, полученную изданием от участников рынка, и в сети, и в банке подтвердили.

«У нас есть пакет требований к банкам-партнерам, и по некоторым из этих требований мы не смогли достичь договоренностей с банком «Русский Стандарт» и потому прекращаем сотрудничество», — пояснил пиар-директор «Эльдорадо» Сергей Павлов. В банке «Русский Стандарт» сообщили, что долгое время были «стратегическим партнером сети» и сожалеют, что акционеры «Эльдорадо» приняли решение о прекращении многолетнего сотрудничества. Вице-президент банка Артем Лебедев отказался назвать долю кредитов, выданных банком через «Эльдорадо» («Русский Стандарт» также предлагает свои продукты в «М. Видео», «Евросети», Mediamarkt и других крупных сетях), однако заверил, что прекращение сотрудничества с одним из крупнейших российских ретейлеров не повлияет на бизнес банка «ввиду его высокой диверсификации». Как напоминает «Коммерсант», до кризиса «Русский Стандарт» являлся лидером на рынке экспресс-кредитования, но затем уступил позиции ХКФ Банку.

Это уже второй случай расторжения договоров ретейлеров с банками по инициативе сетей. Так, в апреле по итогам проведенного среди банков тендера от сотрудничества с ХКФ Банком отказалась сеть «М. Видео». Участники рынка считают, что изменение в составе банков — партнеров «Эльдорадо» является следствием действий «М. Видео». «У «Эльдорадо» и ХКФ Банка общий акционер — чешская PPF Group, — поясняет представитель одного из банков — лидеров рынка экспресс-кредитования, знакомый с ситуацией. — Решение об исключении «Русского Стандарта» из перечня партнеров «Эльдорадо» — попытка дать ХКФ Банку возможность вернуть утраченный объем кредитования через «М. Видео». Впрочем, в ХКФ Банке отрицают эту версию, подчеркивая, что сотрудничество с сетями — процесс динамичный и партнеры постоянно меняются. «На «Эльдорадо» приходится около 10—15% нашего бизнеса по кредитам в магазинах, — говорит председатель правления ХКФ Банка Иван Свитек. — В «М. Видео» доля была меньше, чем в «Эльдорадо». Однако, по его словам, в последнее время банк сумел увеличить долю продаж в «Эльдорадо» более чем втрое. Иван Свитек утверждает, что причина стремительного роста бизнеса — запущенная месяц назад акция по кредитованию без переплаты и первоначального взноса.

Более избирательными в выборе партнеров торговые сети становятся из-за роста числа банков, желающих работать в этом сегменте, полагают участники рынка. После кризиса банки проявляют повышенный интерес к рынку экспресс-кредитования в торговых сетях: POS-кредиты являются самым доходным видом кредитования — процентные ставки по ним доходят до 40—60%. Пользуясь интересом банков к этому бизнесу, торговые сети ужесточают условия сотрудничества. «На выходе из кризиса ретейлеры стали более требовательны к партнерам, в частности, по размеру комиссий, кроме того, они требуют от банков предлагать различные акции по кредитам и, соответственно, более льготные условия для заемщиков», — говорит директор дирекции потребительского кредитования ОТП Банка Аскер Еникеев. «Ретейлеры требуют от банков прежде всего роста объема одобренных кредитных заявок и снижения стоимости кредитных средств, — продолжает старший вице-президент Альфа-Банка Андрей Сокольский. — В целом заметна тенденция по сокращению числа банков-партнеров в торговых сетях, поскольку банки предлагают схожие условия: если оставить вместо пяти трех партнеров, то объем продаж останется тем же, а эффективность повысится, но за это увеличение объема продаж на каждого участника сеть требует более выгодных для себя условий сотрудничества с банком».