Сбербанк списывал средства со счетов корпоративных клиентов на основании поддельных судебных приказов, пишет газета «Бизнес». По информации Ассоциации российских банков, делом о мошенничестве занимается департамент экономической безопасности МВД. Эксперты полагают, что подобные проблемы актуальны для крупных банков.

Одно из успешных мошенничеств произошло в Сбербанке полтора месяца назад. Банк получил фальшивый судебный приказ, в соответствии с которым списал со счета ЗАО «Пост шоп» на счет взыскателя денежные средства по задолженности и госпошлине. 750 тыс. рублей были переведены на карточный счет некоего С. Смагина и обналичены в банкоматах Москвы.

Как установили следственные органы, сам Смагин не являлся участником судебного процесса, а судебный приказ был подделан. Федеральная судья Измайловского районного суда города Москвы С. Задумова решения в пользу Смагина не выносила, а печать, стоявшая на документе, ей не принадлежала. У следствия имеется информация о том, что подобные судебные приказы поступали и в другие подразделения Сбербанка. В среду в Сбербанке отказались комментировать ситуацию.

Опрошенные «Бизнесом» эксперты обращают внимание на то, что мошенником может быть только человек, знакомый с процедурой списания со счетов в Сбербанке. «Преступление совершено при участии инсайдера либо в Сбербанке, либо в самой компании», — полагает юрист юридической фирмы «Линия права» Олег Бычков. В пользу версии о том, что мошенник был как-то связан с компанией, говорит то, что он мог знать о существовании настоящих судебных решений. Дело в том, что «Пост шоп» рассылает товары по почте и к ней есть немало претензий со стороны клиентов.

По словам Бычкова, в данном случае списание средств со счета регулируется Положением ЦБ № 258П «О порядке приема и исполнения кредитными организациями и подразделениями расчетной сети Банка России исполнительных документов, предъявляемых к взысканию». В нем регламентируется порядок проведения процедуры, но ничего не сказано о проверке документов на подлинность. Это означает, говорит Бычков, что формально банк выполнил то, что от него требовалось, и предъявить к нему претензии будет довольно трудно.

Однако старший юрист коммерческой практики компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Виталий Бондарь считает, что у корпоративных клиентов могут быть хорошие шансы выиграть иск у банка. В постановлении пленума ВАС РФ от 19.04.99 № 5 есть указание на обязанность банка возместить убыток, причиненный клиенту необоснованным списанием денежных средств со счета. Правда, говорит Бондарь, там есть одна оговорка: «если иное не предусмотрено договором между клиентом и банком».