Одним из приоритетных направлений развития POS-кредитования стала выдача экспресс-кредитов на покупку мебели, узнал «Коммерсант» от нескольких банков из числа лидеров рынка.

Так, в программе развития ХКФ Банка на 2010—2011 годы появилось новое стратегическое направление — выдача кредитов на приобретение мебели в магазинах, рассказал изданию зампред правления банка Юрий Андресов. До сих пор у ХКФ Банка, лидирующего на рынке POS-кредитования, большая доля в портфеле экспресс-кредитов приходилась на займы на покупку бытовой техники, электроники и мобильных телефонов; доля кредитов на приобретение мебели на начало года составляла 1—2%. «Доля мебельных кредитов в POS-портфеле уже выросла до 10%, и мы намерены довести ее до 15% до конца года», — отмечает Андресов. По оценке консалтинговой компании Frank Research Group, портфель мебельных кредитов ХКФ Банка составляет около 2,6 млрд рублей.

В Альфа-Банке и ОТП Банке, входящих в тройку лидеров рынка POS-кредитования, также активно развивают «мебельное» направление. По словам старшего вице-президента Альфа-Банка Андрея Сокольского, за год доля мебельных кредитов в POS-портфеле банка выросла с 1% до 10% (по данным Frank Research Group, сейчас на мебельные кредиты приходится порядка 1 млрд рублей). Через год Альфа-Банк планирует увеличить ее до 15—20%.

До начала этого года крупные игроки на рынке экспресс-кредитования предпочитали выдавать кредиты в сетях бытовой техники, электроники и мобильной связи. «Посещаемость магазинов бытовой техники и электроники, а также мобильной связи существенно выше, чем мебельных салонов, — говорит Андрей Сокольский. — Поэтому и число потенциальных заемщиков там больше». Нишу кредитования в мебельных магазинах до последнего времени занимали банки, которые не смогли пробиться в число игроков, активно кредитующих покупки электротоваров, указывают участники рынка. Наиболее активными на этом рынке являются Русфинанс Банк и Кредит Европа Банк. По словам директора департамента потребительского кредитования в точках продаж Русфинанс Банка Александра Воронина, доля кредитов в мебельном сегменте составляет около 40% (по данным Frank Research Group, 3,6 млрд рублей) от общего портфеля POS-кредитов банка. Доля мебельных кредитов в POS-портфеле Кредит Европа Банка — также около 40% (по данным Frank Research Group, 1,1 млрд рублей).

Причиной роста интереса крупных игроков к выдаче кредитов на приобретение мебели называют низкую конкуренцию в этом сегменте: в освоенных сегментах лидеры экспресс-кредитования исчерпали потенциал роста. Кроме того, выходя в новые сегменты, крупные игроки пытаются диверсифицировать риски, указывает Андрей Сокольский: например, продажи в наиболее востребованном банками сегменте бытовой техники и электроники, по оценкам экспертов, в прошлом году упали примерно на 25%.