Федеральная антимонопольная служба (ФАС) направила в правительство поправки к закону «О рекламе», которые обязывают банки раскрывать в рекламе полную стоимость кредита, если они указывают его ставку, писать эти данные необходимо одинаковым шрифтом.

Аналитики полагают, что подобные действия никак не отразятся ни на динамике рынка потребительского кредитования в России, ни на ценах кредитов. Это может привести лишь к некоторому улучшению качества заемщиков и к переводу банковской рекламы из продуктовой в имиджевую.

ФАС уже согласовала со всеми заинтересованными ведомствами проект закона и в конце августа направила его в правительство, рассказала РИА Новости начальник управления контроля финансовых рынков ФАС Юлия Бондарева. Она не взялась прогнозировать, когда именно проект может попасть на рассмотрение в Госдуму и быть принят к исполнению.

«Изменение требований к оформлению рекламы кредитов является давно ожидаемым и вполне логичным шагом со стороны регулятора», — считает директор департамента розничного бизнеса Нордеа Банка Вячеслав Лясевич.

Отечественные финансовые власти на протяжении нескольких лет наводят «прозрачность» на цену потребительских кредитов. Банк России еще в июле 2007 года рекомендовал банкам раскрывать эффективную процентную ставку по потребительским кредитам. Затем в 2008 году ЦБ обязал их указывать полную стоимость займов в договорах. Таким образом, кредитные договора уже стали практически полным собранием всех необходимых данных по займу. Однако реклама пока остается инструментом распространения иллюзий. Банки имеют право указывать в ней лишь основные условия кредита, а не полную его стоимость. При выдаче ссуды, ставка может обрастать всевозможными комиссиями, не отраженными в рекламе, или указанными мелким шрифтом. Они же могут увеличивать цену кредита в разы.

Однако крупнейшие игроки рынка потребкредитования в РФ уже отменили комиссии и ставки по кредитам совпадают (или почти полностью совпадают) с их реальной стоимостью. В частности, отказались от комиссий Сбербанк, ХКФ Банк, банк «Русский Стандарт», Нордеа Банк.

«Большого влияния на объемы рынка кредитования не будет», — говорит аналитик «Совлинка» Ольга Беленькая.

«Маловероятно, что новые требования ФАС существенно повлияют на динамику рынка кредитования в целом. Можно с уверенностью говорить о том, что основные игроки рынка давно предоставляют своим потребителям полную информацию о стоимости кредита и упростили структуру своих кредитных продуктов», — считает Лясевич. Что же касается тех банков, которые предлагают дорогие кредиты и маскируют их реальную стоимость за сложным набором из процентной ставки, ежемесячной комиссии, комиссии за снятие наличных и прочее — то для них ситуация усложнится, считает он. «В целом же, учитывая объемы кредитования, которые приходятся на основных игроков …, можно говорить, что существенного влияния на динамику не произойдет», — резюмирует Лясевич.

«На данном этапе ставка — это не единственное, что сдерживает темпы роста потребкредитования. Основные причины здесь — низкий спрос, невысокое качество заемщиков, неготовность банков идти на снижение ставок», — считает аналитики компании «ТКБ Капитал» Мария Кальварская.