В российской судебной практике принято первое решение по спору вокруг общеупотребительного слова (изображения), ставшего банковским товарным знаком. Арбитражный суд 6 сентября удовлетворил иск екатеринбургского СКБ-Банка к НБ «Траст» по поводу использования в рекламных кампаниях зарегистрированного товарного знака «савойская капуста», сообщает «Коммерсант».

Как напоминает издание, в 2006 году СКБ-Банк зарегистрировал в Роспатенте товарный знак, «который представляет собой изображение савойской капусты светло-зеленого цвета», и использовал его в рекламных кампаниях. Через четыре года банк решил заявить о своих правах — СКБ-Банк обратился к банку «Траст», также использовавшему изображение капусты в своей рекламе, с требованием прекратить эту практику и возместить ущерб в размере 5 млн рублей. Не получив требуемого, СКБ-Банк пошел в суд, который удовлетворил его иск частично: компенсация составила 300 тыс. рублей.

В СКБ-Банке указывают, что полностью удовлетворены решением суда: «Наша цель была не заработать, а отстоять свои эксклюзивные права». По мнению же представителей банка «Траст», возникают вопросы не только к решению суда, но и к самой регистрации такого знака. «Права на кочан капусты, являющийся творением природы (а также права на его фотографии), не могут принадлежать одному юридическому лицу, так как данное юридическое лицо не является его создателем», — заявили в пресс-службе банка.

Ранее банк «Восточный Экспресс» заявил о получении им эксклюзивных прав на использование слов «рождественский», «новогодний» и «отпускной» в отношении банковских услуг и предъявил претензии банку «Российский Капитал» в связи с использованием им слова «рождественский» без разрешения. Дело будет рассматриваться в суде 24 сентября.

Регистрация общеупотребительного слова (и соответствующего изображения) в качестве товарного знака для использования в банковской сфере правомерна, если слово не имеет с ней прямых ассоциаций, указывали ранее в Роспатенте (то есть, например, исключительные права на слово «вклад» ни один банк не получит, а на «савойскую капусту» — вполне может). Именно так и обосновывают свои претензии в СКБ-Банке, указывая на то, что изображение капусты было зарегистрировано исключительно в применении к финансовой и банковской сфере. Если судебная практика будет и дальше складываться в пользу банков, зарегистрировавших общеупотребительные слова в качестве товарных знаков, этот процесс может стать более интенсивным, указывают эксперты.

Для банков товарные знаки могут стать дополнительным источником дохода, например, «Восточный Экспресс» предложил другим банкам платить за использование слов «рождественский», «новогодний» и «отпускной» по 300 тыс. рублей. При этом процедура регистрации товарного знака обходится примерно в 22 тыс. рублей, и единственная сложность, с которой сталкиваются при регистрации, — это долгий срок рассмотрения заявки на экспертизе (порядка одного года), говорит директор нижегородского офиса юридической фирмы «Яковлев и партнеры» Татьяна Кормилицына.