ЦБ РФ готовит компромиссный вариант продления моратория на исключение банков из системы страхования вкладов, сообщает Прайм-ТАСС.

Как говорится в проекте «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2011—2013 годы», Банк России предполагает установление единой системы требований к финансовой устойчивости банков (в целях текущего надзора и в целях признания финансовой устойчивости достаточной для участия в системе страхования вкладов) и мер надзорного реагирования в связи с их несоблюдением.

Как пояснил в понедельник журналистам директор департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России Михаил Сухов, речь идет о подготовке изменений в ряд законов и указаний Банка России, и это может быть одним из трех вариантов решения вопроса о моратории для Банка России на запрет приема вкладов физлиц кредитными организациями, входящими в ССВ за нарушение ряда показателей.

На данный момент до 1 января 2011 года для Банка России установлен мораторий на введение запрета для банков за нарушение финансовых показателей. В октябре ЦБ намерен принять решение, продлевать этот мораторий или нет. По закону для банков, входящих в систему страхования вкладов, существуют пять показателей, которые они должны соблюдать: показатель по активам, капиталу, доходности и ликвидности (количественные показатели) и на норматив качества управления, то есть транспарентность. Банк России должен ввести запрет на принятие вкладов физлиц, если банк нарушает хотя бы один из количественных показателей. Мораторий, который был введен с 1 января 2009 года и продлен до 1 января 2011-го, позволяет банкам нарушать данные нормативы, в основном это касается показателя доходности.

По словам Сухова, сейчас готовятся поправки в ряд нормативных актов, согласно которым меры воздействия будут применяться в зависимости от общей оценки финансового состояния банка. То есть будет высчитываться некий средний показатель среди четырех количественных: нарушение одного показателя может быть компенсировано перевыполнением другого количественного показателя. Кроме того, поправки предполагают, что данная система будет распространяться как на банки, входящие в систему страхования вкладов, так и на не входящие в нее.

«Сейчас за нарушение норматива, если это не касается норматива достаточности капитала, для банков, не входящих в ССВ, нет прямых норм закона, которые обязывают ЦБ что-либо сделать. Но такие нормы есть в отношении показателей для участия в ССВ. Единый подход, о чем ведется речь в проекте, означает, что меры воздействия за несоблюдение финансовых показателей принимаются в зависимости от общей оценки финансового состояния банка», — сказал Сухов. Таким образом, для банков, не входящих в ССВ, происходит некоторое ужесточение, а для банков, входящих в ССВ, — «поворот в другую сторону». Сухов в то же время добавил, что для всех банков предполагается сохранять прямое действие, если банк не транспарентен. По словам Сухова, принятие поправок — «это одна из трех возможностей по выходу из моратория. Мы либо продлеваем мораторий либо нет, либо реализуем эти поправки». «Ждите октября», — сказал он.

При этом Сухов отметил, что принятие данных поправок может быть и вне зависимости от моратория. Поскольку «он более сложен и не столь горящий, как мораторий», сказал Сухов и подчеркнул, что в октябре Банк России определит позицию в отношении моратория.

Предполагается, что поправки будут в первую очередь вноситься в закон о системе страхования вкладов и в закон о Банках и банковской деятельности, а также таким образом будут унифицированы указания Банка России № 1379-У и 2005-У.