Президент Сбербанка пообещал привлечь бывших собственников «ИжАвто» — группу «СОК» к уголовной ответственности, пишут в среду «Ведомости», цитируя заявление Германа Грефа в эфире Business FM: «ИжАвто» не вернула нам долги, в результате компания в стадии банкротства. Мы фактически взяли на себя управление компанией. Мы не простим тем людям, которые допустили мошеннические действия, эту ситуацию. Мы будем делать все, чтобы привлечь их к уголовной ответственности, думаю, что им заниматься бизнесом в стране дальше будет очень непросто». Расследование фактов вывода денежных средств из компании перед введением процедуры банкротства уже ведется, добавил представитель банка, не уточнив деталей.

Как напоминает издание, до кризиса «ИжАвто» собирала модели Kia, ВАЗ-2104 и фургон на основе этой модели. В конце 2008 года, как и у всех автопроизводителей, у компании начались проблемы со спросом. А весной 2009-го стало известно, что группа «СОК», владевшая 74% акций «ИжАвто», продала их «дочкам» завода. За это «СОК» получил машины и 200 млн долларов, рассказывали тогда близкие к предприятию источники. У самого завода тогда было 14,8 млрд рублей долгов, из которых 7,74 млрд приходилось на Сбербанк (у него в залоге был контрольный пакет акций «ИжАвто»). Вскоре после сделки конвейер «ИжАвто» был остановлен, а компания подала заявление о банкротстве.

«Группа «СОК» бросила «ИжАвто» на произвол судьбы, выведя активы. Мы сейчас с Генпрокуратурой будем этим заниматься», — негодовал в мае председатель Счетной палаты Сергей Степашин. Впрочем, Счетная палата так и не обнаружила нарушений. А вот по результатам проверки со стороны Генпрокуратуры Министерство внутренних дел Удмуртии возбудило дело о преднамеренном банкротстве «ИжАвто». Всего было возбуждено два уголовных дела, они переданы в Следственный комитет при МВД России, расследование продолжается, знает сотрудник «ИжАвто». Связаться с представителем МВД Удмуртии изданию во вторник не удалось. Представитель Следственного комитета от комментариев отказался.

Сейчас «ИжАвто» контролируется Сбербанком, еще 24,7% у «дочек» автозавода выкупили «Ростехнологии». У партнеров немало планов по спасению предприятия. В начале сентября оно начало производить ВАЗ-2104. В конце года АвтоВАЗ перенесет на «ИжАвто» производство «классики». Есть договоренность с корейскими Kia и Hyundai о производстве автомобилей этих марок на «ИжАвто». Но партнеры могут отказаться от сотрудничества в случае ужесточения правил промсборки по объемам выпуска (их готовит правительство), сказал во вторник гендиректор Объединенной автомобильной группы (структура Сбербанка) Игорь Кульган. Renault обсуждает с «ИжАвто» возможность производства на заводе своих брендов, передало РИА Новости.

О сути претензий Сбербанка группе «СОК» ничего неизвестно, говорится в ее ответе на запрос «Ведомостей». Группа всегда согласовывала свои действия в отношении «ИжАвто» со Сбербанком, который принимал самое активное участие в подготовке сделки по продаже завода, отмечается в письме компании. «Сбербанк как крупнейший кредитор получил в качестве залога по кредиту один из самых современных заводов в России, который при должном управлении может начать выпускать востребованные рынком машины», — считает «СОК».