Правительство РФ на сегодняшнем заседании одобрило основные направления долговой политики на 2011—2013 годы. Об этом сообщила по итогам заседания министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина.

Согласно документу, совокупный объем государственного долга РФ на 1 января 2011 года составит 5 трлн рублей, в том числе внутренний долг — 3,5 трлн, внешний долг — 1,5 трлн (48,8 млрд). Объем внешних обязательств РФ до 2014 года возрастет в 1,5 раза, оставаясь в пределах 2,3 трлн, а внутренних — возрастет в 2,5 раза, достигнув 8,5 трлн. Таким образом, госдолг в ближайшие три года будет увеличиваться с 13,6% ВВП в 2011 году до 17,4% в 2013-м.

По мнению Минфина, при определении долговой стратегии Российской Федерации важнейший вопрос — расходовать ли в целях финансирования дефицита бюджета средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния (ФНБ) или использовать государственные займы.

В пользу первого варианта финансирования бюджетного дефицита Минфин приводит тот аргумент, что размер ФНБ и Резервного фонда не является определяющим фактором для инвесторов и рейтинговых агентств, которые при оценке долговой устойчивости государства ориентируются в первую очередь на объемы золотовалютных резервов. Вместе с тем министерство аргументирует целесообразность сохранения бюджетных фондов тем, что они обеспечивают гарантированное финансирование дефицита федерального бюджета в случае возникновения кризисной ситуации на рынке долговых инструментов, а также снижают необходимость в выпуске облигации Банка России.

По мнению ведомства, политика в области государственного долга РФ в 2011—2013 годах должна быть направлена на решение следующих задач: обеспечение безусловного исполнения бюджетных обязательств; развитие эффективного рынка государственных ценных бумаг; минимизацию стоимости государственных заимствований; создание условий для осуществления корпоративных заимствований.

Учитывая текущую ситуацию в экономике, в ближайшие годы предлагается основную часть заимствований произвести на внутреннем рынке при сохранении определенного присутствия на внешних рынках.

По мнению Минфина, необходимо осуществить размещение государственных облигаций сроком до 1 года и выпустить долгосрочные государственные облигации — на срок 10 лет и при более благоприятной рыночной конъюнктуре.

Учитывая приоритетный характер развития национального рынка государственных ценных бумаг, в предстоящий период политика в области государственных внешних заимствований будет ориентирована на сохранение присутствия России как суверенного заемщика на международных рынках капитала, осуществление государственных заимствований на международных рынках капитала запланировано в объеме 7 млрд долларов ежегодно, поддержание репрезентативной кривой доходности по государственным долговым обязательствам в иностранной валюте, необходимой для формирования адекватных ориентиров для российских заемщиков.

Для реализации обозначенных задач Минфин предлагает осуществить размещение 30-летних государственных облигаций наряду с 5- и 10-летними ценными бумагами, а также выпустить наряду с долларовыми долговыми инструментами гособлигации, номинированные в евро. При этом размещение долговых инструментов на международных рынках капитала в иных валютах и на срок менее пяти лет представляется нецелесообразным.

В области государственной гарантийной поддержки Минфин РФ предлагает постепенное сокращение объема государственных гарантий по обязательствам Агентства по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК), финансирование АИЖК за счет обязательств с ипотечным покрытием, постепенное сокращение государственных гарантий по поддержке экспорта с передачей этой функции капитализированным государственным институтам.

Предлагается также обеспечить соблюдение определенных ограничений получателями господдержки на период действия государственных гарантий (отмена премиальных и бонусных выплат высшему менеджменту и др.), установление ответственности принципала за нереализацию поддерживаемых госгарантиями проектов, а также поддержку крупных, особо значимых и экономически состоятельных инвестиционных проектов («инвестиционные» гарантии), обеспечив их приоритетное предоставление в условиях «посткризисного» периода.

Наряду с предоставлением бесплатных государственных гарантий оправдано установление платности государственной гарантийной поддержки. В перспективе возможно предоставление государственных гарантий, покрывающих не все виды рисков, а только отдельные из них, а также расширение практики разделения рисков государства с частным капиталом (покрытие доли риска).

Реализация основных направлений долговой политики РФ на 2011—2013 годы не повлечет изменения объема полномочий и компетенции органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, выделения дополнительных ассигнований из соответствующих бюджетов, а также сокращения доходной части бюджетов.