Правительство РФ предлагает уточнить и перераспределить функции Минфина РФ и Центрального банка, связанные с участием России в деятельности Международного валютного фонда в части проведения отдельных операций за счет золотовалютных резервов РФ.

Поправки в закон о ЦБ и постановление от 1992 года «О вступлении РФ в Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и Международную ассоциацию развития», а также в статью 149 части второй Налогового кодекса правительство внесло в Госдуму в понедельник.

В сопроводительных материалах к документу отмечается, что с 2005 года, после досрочного возврата Россией заимствованных у МВФ средств, наша страна перешла к полноценному партнерству с фондом. Это подразумевает ее участие в различных операциях, предусмотренных статьями соглашения МВФ, таких как покупка и продажа специальных прав заимствования, участие в новых соглашениях о заимствованиях, покупка облигаций фонда, финансирование программ помощи развитию, списание задолженности беднейших стран.

Поскольку за этот период возросло количество и объемы операций, в которых участвует Россия, возникла необходимость более рационального перераспределения функций между Минфином РФ и ЦБ, представляющих Россию в МВФ, а также определения источников финансирования расходов по участию России в Международном валютном фонде, говорится в законопроекте.

В связи с этим предлагается в законе о Центробанке внести нормы, согласно которым Банк России является депозитарием средств МВФ в валюте РФ, осуществляет операции и сделки, предусмотренные статьями соглашения МВФ, заключенными договорами с фондом, а также заключает по предложению правительства РФ другие договоры с МВФ.
В ходе реализации этих норм ЦБ сможет использовать золотовалютные резервы для размещения их в ценные бумаги (облигации) фонда и другие операции с долговыми инструментами МВФ.

Одновременно предлагается сохранить за Минфином РФ полномочия по представлению России в совете управляющих фонда, а также обязательство финансировать содержание российской исполнительной дирекции в МВФ.

Минфин России также обеспечивает участие РФ в донорских программах и программах технической помощи фонда, а также инициативах, связанных со списанием задолженности беднейших стран перед фондом.

В статье 149 НК предлагается ввести дополнительный подпункт, освободив Банк России от уплаты НДС при проведении депозитарных операций и других услуг, осуществляемых в рамках статей соглашений МВФ, Международного банка реконструкции и развития, Международной ассоциации развития.