В понедельник совет директоров ВТБ рассмотрит вопрос о приобретении доли в Транскредитбанке, а неделей позже аналогичный вопрос будет рассматриваться на совете директоров РЖД. Об этом напоминает газета «Коммерсант», которой стали известны новые детали сделки по продаже группой РЖД контроля в Транскредитбанке банку ВТБ.

«Согласно пока еще не одобренным обоими советами директоров условиям сделки, ВТБ в случае ее заключения берет на себя обязательство поддерживать значение достаточности капитала первого уровня ТКБ, рассчитанное в соответствии с требованиями Базельского комитета по банковскому надзору, — не менее 10% против сегодняшних 7,3%, — говорит один из собеседников издания, знакомый с содержанием материалов к набсовету РЖД. — Выполнение этого требования предполагает прямые вливания в капитал ТКБ от ВТБ: в частности, для выполнения этого условия сделки в следующем году ВТБ с учетом планов по развитию ТКБ может выкупить допэмиссию его акций на 10—12 миллиардов рублей». Таким образом, РЖД получает партнера, который не просто купит контроль в банке, но еще и будет его развивать, подтверждает другой источник газеты: «Сейчас для активного роста капитала не хватает». В ВТБ от комментариев отказались.

По сведениям «Коммерсанта», одна из причин, по которым нынешние акционеры ТКБ не могут активно капитализировать банк, — ужесточение регулирования. Собственных средств на капитализацию банка, являющегося непрофильным активом, у РЖД нет, а ранее существовавший источник пополнения капитала ТКБ — через субординированные депозиты от входящего в группу РЖД НПФ «Благосостояние» — теперь перекрыт, указывают собеседники газеты. По данным отчетности ТКБ, таких депозитов у него в капитале 14,66 млрд рублей, или чуть больше 40% от совокупного объема собственных средств банка. «С конца весны — начала лета регуляторы финансового рынка закрутили гайки в отношении такого способа докапитализации, — поясняет один из источников «Коммерсанта». — Например, есть негласное распоряжение ФСФР спецдепозитариям, запрещающее им проводить операции НПФ по размещению активов в субординированные депозиты в банках». По словам собеседников издания, осторожно стали относиться к такому способу увеличения капитала банков и в ЦБ. Официальный комментарий по этому вопросу получить в Центробанке не удалось.

В результате у кредитных организаций, которые фондировались именно таким образом, обостряется проблема роста за счет длинных денег.

«Нормативно запрета на размещение активов НПФ в субординированные депозиты в банках нет… но если рассуждать с точки зрения сохранности денег пенсионеров в НПФ — такие инвестиции пенсионных денег не совсем правильны, поскольку сопряжены с невозможностью быстро их вернуть», — указывает гендиректор управляющей компании «Регион Эссет Менеджмент» Андрей Жуйков.

В такой ситуации увеличение капитала Транскредитбанка за счет будущей допэмиссии в пользу ВТБ решает проблему дальнейшего развития ТКБ, однако размывает долю РЖД в нем. Снижение же доли РЖД в ТКБ ниже блокирующей сопряжено с утратой у компании интереса к плотному сотрудничеству с банком и риском вывода из него своих финансовых потоков, а это уже не в интересах ВТБ, говорит источник, близкий к совету директоров РЖД. «Этим и обусловлено то, что из своей текущей доли в ТКБ РЖД продает сейчас только 10%, это позволит железнодорожной монополии по результатам будущей допэмиссии сохранить блокпакет в банке», — говорит источник газеты, указывая, что контроль в Транскредитбанке ВТБ получит за счет выкупа доли у прочих миноритарных акционеров (на которых приходится 45,6% акций банка).