Мнение россиян относительно ожидаемых и произошедших изменений в экономике, а также ожидаемых изменений в личном материальном положении ухудшилось, сообщает в четверг Росстат по результатам обследования, проведенного ведомством в III квартале 2010 года.

«Индекс потребительской уверенности, отражающий совокупные потребительские ожидания населения, в III квартале 2010 года снизился по сравнению со II кварталом 2010 года на 4 процентных пункта и составил минус 11%», — говорится в информационном сообщении.

Индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России на краткосрочную перспективу составил минус 4% и снизился по сравнению со II кварталом (5%) на 9 процентных пунктов. Ухудшение экономической ситуации в России в течение следующих 12 месяцев прогнозируют 24% респондентов против 17% во II квартале 2010 года. Положительных изменений в экономике страны в этот же период ожидают 21% опрошенных против 27% во II квартале 2010 года.

Индекс произошедших изменений в экономике России составил в III квартале текущего года минус 10% против минус 6% во II квартале. При этом доля респондентов, отрицательно оценивающих произошедшие изменения в экономической ситуации, также увеличилась до 35% против 31% за предыдущий квартал, а доля положительных оценок снизилась с 23% до 21%.

Индекс ожидаемых изменений в личном материальном положении составил минус 5%, что на 5 процентных пунктов ниже уровня II квартала 2010 года (+0,3%). Также сократилась доля респондентов, ожидающих улучшения своего материального положения в течение следующих двенадцати месяцев до 12% (во II квартале 2010 года — 15%). Ухудшение своего материального положения прогнозируют 18% респондентов против 13%, а более половины (57%) опрошенных считают, что их материальное положение за год не изменится.

Также выросли и инфляционные ожидания граждан: в III квартале текущего года около 93% опрошенных считали, что цены на основные товары и услуги в течение года будут расти (во II квартале — 89%). При этом 81% респондентов против 73% во II квартале 2010 года полагают, что доходы их семьи возрастут меньше, чем цены на основные товары и услуги.

Оценка потребителями условий для крупных покупок и сбережений за прошедший квартал не изменилась (индекс благоприятности условий для крупных покупок остался на уровне минус 25%, сбережений — минус 39%).

Снижение индекса потребительской уверенности за квартал наблюдалось во всех возрастных группах: у молодого поколения в возрасте 16—29 лет — на 3 процентных пункта, у лиц среднего возраста (от 30 до 49 лет) — на 4 процентных пункта, у возрастной группы от 50 лет и более — на 5 процентных пунктов.