Национальное бюро кредитных историй (НБКИ) пожаловалось в Федеральную службу по финансовым рынкам (ФСФР) и Роскомнадзор на то, что ближайший конкурент — «Эквифакс кредит сервисиз» — якобы обрабатывает персональные данные потенциальных заемщиков с нарушением закона, пишет в понедельник газета «Коммерсант» со ссылкой на участников рынка.

По словам представителя одного из крупных бюро кредитных историй, в своей жалобе НБКИ указывает на нарушение «Эквифакс кредит сервисиз» закона «О персональных данных» (152-ФЗ). Причиной жалобы стала недавно внедренная компанией система для выявления мошеннических операций при получении кредитов, рассказал газете представитель одного из банков. Эта система позволяет установить уровень риска совершения заемщиком мошеннических действий на основании данных из кредитных заявок от потенциальных заемщиков, получаемых из банков.

В НБКИ эту информацию подтвердили. «Система «Эквифакс кредит сервисиз» работает на основании данных, которые потенциальный заемщик указывает в кредитной заявке, однако при заполнении заявки он не дает согласия на обработку персональных данных. Мы обратились к регуляторам, чтобы получить разъяснения, насколько законна обработка данных без согласия на нее потенциального заемщика»,— заявил газете гендиректор НБКИ Александр Викулин. По его словам, оба ведомства ответили на запросы, указав, что сбор и обработка персональных данных субъекта без его согласия являются нарушением закона, а в ФСФР сообщили, что намерены провести проверку законности действий «Эквифакс кредит сервисиз».

В базе данных НБКИ, по информации бюро, содержатся сведения о 45 млн выданных банками кредитов и 35,5 млн заемщиков, в базе данных «Эквифакс кредит сервисиз» — о 53 млн кредитов и 37 млн заемщиков.

«Все запрошенные ФСФР данные мы предоставили, однако никакого решения регулятора пока не последовало. Мы уверены, что наша система выявления мошенничества действует в соответствии с требованиями законодательства, у нас есть соответствующее заключение от Евроазиатской ассоциации производителей товаров и услуг в области безопасности ЕВРААС», — сообщил изданию гендиректор «Эквифакс кредит сервисиз» Олег Лагуткин. Он пояснил, что система предотвращения мошенничества работает на основании обезличенных персональных данных, поэтому, в соответствии с п. 2 ст. 6 152-ФЗ, в этом случае согласие субъекта персональных данных не требуется.

До сих пор на рынке БКИ не было случаев, чтобы его участники жаловались друг на друга регулятору, указывают опрошенные газетой участники рынка. В то же время «на банковском рынке конкуренция с помощью жалоб регуляторам не редкость, в основном банки жалуются друг на друга в Федеральную антимонопольную службу (ФАС)», указывает газета. Так, в 2008 году произошел конфликт между лидерами рынка потребительского кредитования ХКФ Банком и банком «Русский Стандарт» из-за жалобы последнего в ФАС на скрытые комиссии ХКФ, напоминает издание. «В результате решения ФАС по результатам проверки ХКФ Банк был вынужден отказаться от всех скрытых комиссий», — говорится в материале.