Комитет Госдумы по финансовому рынку в понедельник рекомендовал нижней палате парламента принять в первом чтении проект закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке РФ (Банке России)» и постановление Верховного совета РФ от 22 мая 1992 года 2815-I «О вступлении РФ в Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и Международную ассоциацию развития», а также статью 149 части второй Налогового кодекса РФ». Законопроект, внесенный правительством РФ, направлен на уточнение и перераспределение функций между Минфином России и Банком России, связанных с участием РФ в деятельности МВФ, в части осуществления отдельных операций за счет золотовалютных (международных) резервов РФ.

С 1992 года Россия является членом МВФ, присоединившись к его уставу. С 2005-го, после досрочного возврата средств, заимствованных у МВФ, Россия перешла к полноценному партнерству с организацией. Это подразумевает участие России в различных операциях, предусмотренных статьями соглашения МВФ, таких как покупка и продажа специальных прав заимствования (СДР), участие в «Новых соглашениях о заимствованиях» (NAB), покупка облигаций МВФ, финансирование программ помощи развитию, списание задолженности беднейших стран. За этот период возросли количество и объемы операций, в которых участвует Россия, возникла необходимость более рационального перераспределения функций между Минфином и ЦБ, представляющих Россию в МВФ, а также определения источников финансирования расходов по участию страны в фонде.

В связи с этим предлагается внести изменения в закон о ЦБ РФ, согласно которым Банк России является депозитарием средств МВФ в валюте РФ, осуществляет операции и сделки, предусмотренные статьями соглашения МВФ, заключенными с фондом договорами, а также заключает по предложению правительства РФ иные договоры с МВФ.

В результате реализации предлагаемых изменений Банк России сможет использовать золотовалютные резервы для размещения их в ценные бумаги (облигации) МВФ и осуществлять другие операции с долговыми инструментами МВФ.

Одновременно предлагается сохранить за Минфином России полномочия по представлению РФ в совете управляющих МВФ, а также обязательство финансировать содержание российской исполнительной дирекции в МВФ. Кроме того, Минфин России обеспечивает участие РФ в донорских программах и программах технической помощи МВФ, а также инициативах, связанных со списанием задолженности беднейших стран перед МВФ.

С февраля 2005 года Россия является участником плана финансовых операций (ПФО), который предусматривает ее участие в финансовых операциях МВФ по предоставлению в распоряжение других членов финансовых средств на временной и возмездной основе в случае ухудшения состояния их платежных балансов. В течение 2005—2008 годов Минфин России осуществлял перечисление средств в рамках ПФО за счет средств федерального бюджета, а начиная с ноября 2008 года использует для этих целей средства Резервного фонда.

В условиях мирового финансово-экономического кризиса потребности стран — членов МВФ в кредитных ресурсах фонда резко выросли. С учетом ожидаемого в 2010 году дефицита федерального бюджета, а также значительного сокращения (на 1 трлн рублей) объема Резервного фонда, обусловленного использованием средств последнего на финансовое обеспечение сбалансированности федерального бюджета, дальнейшее участие РФ в соответствующих операциях МВФ за счет бюджетных источников правительству РФ представляется нецелесообразным.

 

В то же время финансирование операций по участию в ПФО за счет средств золотовалютных резервов центральных банков соответствует практике большинства стран — членов МВФ. Средства страны-члена, используемые в финансовых операциях МВФ, отражаются в составе валютных резервов страны и предоставляются МВФ на возвратной основе. По экономическому содержанию размещение золотовалютных резервов в резервную позицию РФ в МВФ будет равнозначно операциям по размещению золотовалютных резервов на международных финансовых рынках и рынках капитала, которые Банк России осуществляет в порядке реализации функции управления золотовалютными резервами, предусмотренной законом о ЦБ РФ.

Решениями Лондонского саммита лидеров G20 предусмотрен ряд оперативных мер по пополнению кредитных ресурсов МВФ, в том числе увеличение до 500 млрд долларов объема располагаемых МВФ средств в рамках NAB, многостороннего механизма по предоставлению кредитных линий МВФ. Россия совместно с партнерами по БРИК официально объявила о своем участии в данном механизме, при этом вклад в NAB будет осуществлен путем покупки ценных бумаг (облигаций) МВФ. Российская доля в данном соглашении может составить от 10 млрд до 14 млрд долларов. В настоящее время Банк России проводит консультации с МВФ о параметрах двустороннего соглашения по покупке данных облигаций. Одновременно, поскольку облигации МВФ не соответствуют стандартным требованиям, предъявляемым к обязательствам иностранных эмитентов, в которые инвестируются валютные активы Банка России, данный вопрос необходимо урегулировать на законодательном уровне, закрепив за ЦБ РФ право осуществлять операции с долговыми инструментами МВФ.

На рассмотрение Госдумы законопроект планируется вынести 19 октября.