На заседании Консультативного совета по иностранным инвестициям (КСИИ) премьер-министр Владимир Путин объявил первого вице-премьера Игоря Шувалова «инвестиционным омбудсменом» — уполномоченным по вопросам инвестиционного климата, пишет во вторник газета «Коммерсант». По мнению издания, просьбу иностранных инвесторов на этот счет правительство выполнило явно нехотя: института омбудсмена как постоянной должности не создается, уполномоченный, в отличие от своих коллег, не будет даже формально независимым от Белого дома и Кремля и не получит новых полномочий. Инвесторам же для доступа к инвестомбудсмену придется подниматься до Шувалова по всей ведомственной цепочке, отмечается в материале.

«В августе 2010 года в России был учрежден пост инвестиционного омбудсмена. Им назначен мой первый заместитель господин Шувалов — вот он справа от меня сидит. Иностранные инвесторы могут напрямую обращаться к омбудсмену со своими нуждами, предложениями и идеями»,— сообщил Путин главам 42 крупных иностранных компаний, пояснив, что решение о назначении «инвестиционного омбудсмена» было выработано в рамках предыдущих заседаний КСИИ.

На деле речь не идет о новом назначении — премьер-министр комментировал свое же распоряжение от 2 августа 2010 года № 1298-р, отмечает газета. В нем термин «омбудсмен» или «уполномоченный» не упоминался: распоряжение в рамках распределения полномочий вице-премьеров в правительстве РФ «в целях улучшения инвестиционного климата, снижения административных барьеров, развития малого и среднего предпринимательства, оперативного и эффективного рассмотрения обращений российских и иностранных инвесторов, а также обеспечения реализации предложений и рекомендаций совещательных органов по вопросам иностранных инвестиций» поручало Шувалову «обеспечить координацию» правительственных ведомств по обращению «иностранных и российских инвесторов».

Это распоряжение де-факто дублировало поручение президента Дмитрия Медведева Игорю Шувалову 2 февраля 2010 года — оно было дано первому вице-премьеру, а также заместителю главы администрации президента Алексею Громову и помощнику президента Аркадию Дворковичу, речь шла о разработке до 30 апреля 2010 года некоего «комплекса мероприятий по улучшению инвестиционного имиджа в РФ». Тогда же Аркадий Дворкович пояснил, что у Игоря Шувалова «будут специальные полномочия по отмене при необходимости решений органов, которые препятствуют осуществлению инвестиционных проектов». В распоряжении № 1298-р обнаружить каких-либо спецполномочий такого рода невозможно, констатирует издание.

Как пояснили газете в аппарате первого вице-премьера, «никаких особых полномочий» устное разъяснение Владимиром Путиным смысла распоряжения № 1298-р не дает. Кроме того, там подтвердили опубликованную 20 августа 2010 года информационную справку Минэкономики — «Порядок обращения инвесторов по проблемным вопросам, возникающим при ведении бизнеса в России». В нем с такими вопросами предлагается обращаться в департамент инвестполитики и развития частно-государственного партнерства Минэкономики: департаментом руководит Сергей Беляков. В случае если проблему не может решить Минэкономики, а также в любых других случаях предлагается обращаться в КСИИ, Американскую торговую палату, Ассоциацию европейского бизнеса, а само Минэкономики поднимет вопрос до уровня Шувалова.

Cтандартно институт омбудсмена, восходящий к аналогичному институту в Великобритании, предполагает специально определенный законами независимый статус уполномоченного — это гарантирует его объективность при рассмотрении обращений, говорится в материале. Наконец, омбудсмен в стандартной ситуации — координатор деятельности по решению проблемы не подчиненных ему других органов власти. Шувалов в роли «инвестомбудсмена» в первую очередь вынужден определять проблемы и вырабатывать решения проблем, созданных им, его предшественниками и его подчиненными в Белом доме и министерствах.

По статистике Минэкономики, 52% обращений инвесторов относится к вопросам таможенного, миграционного законодательств, регулирования торговли, превышения полномочий госорганами. На дискриминацию в арбитражах иностранных компаний и проблемы с защитой прав собственности поступает 20% жалоб, на административные барьеры, в том числе на региональном уровне — 28%.