Сбербанк в среду объявил о запуске на постоянной основе проекта «Биржа идей», цель которого — оптимизация бизнес-процессов на основе предложений рядовых сотрудников кредитной организации. Как напоминает «Коммерсант», в пилотном режиме проект был запущен в ноябре прошлого года, и, по словам начальника управления банковских процессов Сбербанка Татьяны Свидунович, внедрение предложенных сотрудниками инноваций уже позволило банку сэкономить 650 млн рублей. «Часть предложений сотрудников находится в процессе внедрения, и после того, как процесс будет запущен, экономия составит порядка 1 миллиарда рублей (что составляет около 0,7% от запланированной прибыли в 150 млрд по итогам года. — Прим. «Коммерсанта»)», — пояснила Свидунович, уточнив, что, скорее всего, это произойдет уже до конца I квартала 2011 года. Затраты Сбербанка на разработку и внедрение «Биржи идей» за все время ее существования составили около 17 млн рублей.

На конец сентября в системе «Биржа идей» было зарегистрировано около 40% всех сотрудников Сбербанка (89,5 тыс. человек) и порядка 29,5 тыс. предложений. Большая часть предложений касается обслуживания физлиц (25%) и юрлиц (14%), около 9% связаны с банковскими картами, по 6% приходится на предложения по улучшению кредитных продуктов, автоматизацию процессов и отчетность.

Проект в том числе позволяет Сбербанку расширить инструментарий для дополнительной мотивации сотрудников: программа предусматривает денежную компенсацию в зависимости от масштаба предложенных нововведений и составляет 30—350 тыс. рублей. Всего на выплату вознаграждений сотрудникам в рамках «Биржи идей» в смете Сбербанка заложено 6 млн. Для сравнения, в первом полугодии этого года затраты Сбербанка на персонал в целом составили 52 млрд рублей. «Возможности по мотивации персонала Сбербанка по сравнению с коммерческими банками несколько ограниченны: во-первых, это госбанк, что само по себе накладывает некоторые ограничения, — указывает партнер TopContact Executive Search Артур Шамилов. — Кроме того, в отличие от коммерческих банков, Сбербанк только начал переходить на рыночную систему мотивации сотрудников, в то время как у них она уже успешно реализуется». Как напоминает издание, в середине 2009 года Сбербанк объявил о внедрении системы оценки эффективности работы сотрудников «Пять+», которая учитывает такие критерии, как профессиональное совершенствование, инновации, работа в команде, ориентированность на клиента и ответственность за результат: от совокупности этих качеств зависит премиальная часть зарплаты сотрудников.

По информации газеты, вслед за Сбербанком аналогичный проект может быть запущен в Россельхозбанке, филиальная сеть которого насчитывает 78 филиалов и 1,5 тыс. допофисов во всех регионах страны, численность сотрудников — около 30 тыс. человек. «В настоящее время мы работаем над созданием в нашем банке специальной системы для обмена опытом и инициативными предложениями сотрудников по оптимизации работы банка, — сообщил представитель РСХБ. — Сейчас мы находимся в начале этого пути, рассматриваем различные варианты ее реализации и, конечно, готовы перенимать любой позитивный опыт в этой сфере, в том числе и опыт Сбербанка».