В соответствии с поручением заместителя председателя правительства Алексея Кудрина от 4 октября 2010 года, необходимо в срок до 15 декабря доработать и повторно внести в правительство проект Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

При этом до указанной даты необходимо получить предварительное согласование положений доработанного текста законопроекта в Минэкономразвития России, Минфине России, Минтрансе России, Минпромторге России, Минюсте России.

Проект закона уже был ранее представлен в правительство РФ в установленном порядке. Однако в связи с отрицательным заключением совета при президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства был направлен на доработку.

В заключении указано на два весьма серьезных, по мнению членов совета, недостатка, носящих концептуальный характер и не позволяющих рекомендовать проект к принятию, а именно: законопроект пытается решить задачу экономического характера только внесением изменений в гражданское законодательство «исключительно путем весьма значительного расширения прав одной стороны в договоре — лизингодателя, без какого-либо экономического анализа последствий, к которым эти изменения могут привести», а «идея внедрения механизма внесудебного изъятия предмета лизинга доведена в законопроекте до противоречия принципам судебной защиты интересов участников гражданского оборота».

22 октября 2010 года состоялось заседание экспертной группы, на которой были выработаны основные направления и подходы к доработке текста законопроекта. Например, ранее в законопроекте была заложена правовая конструкция, при которой нотариальному заверению подлежал сам договор лизинга, содержащий право лизингодателя на внесудебное изъятие предмета лизинга. На заседании экспертной группы было решено вернуться к нотариальному удостоверению соглашения между лизингодателем и лизингополучателем с четкой регламентацией его существенных условий. Данные изменения позволят значительно уменьшить стоимость оформления лизинговой сделки, которая допускает внесудебный порядок изъятия предмета лизинга.

Вместе с тем, придется исключить из законопроекта положения о внесудебном изъятии предмета лизинга у третьего лица, так как они не соответствуют нормам Гражданского кодекса РФ о добросовестном приобретателе и поэтому были бы нереализуемы на практике. В отношении подрядных отношений в законопроекте будут дополнительно отражены положения о возможности предоставления материалов заказчиком, о последствиях расторжения договора подряда, которые позволят более тщательно регламентировать применение норм о договоре подряда в рамках лизинговых правоотношений.

Ирина РЕЗНИКОВА
Лариса УСОВИЧ