Совет Федерации одобрил в среду на заседании закон, перераспределяющий полномочия Минфина РФ и Центрального банка, связанные с участием России в деятельности Международного валютного фонда (МВФ), в вопросе проведения отдельных операций за счет международных резервов РФ. Соответствующие поправки внесены в закон о ЦБ и постановление правительства от 1992 года «О вступлении РФ в Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и Международную ассоциацию развития», а также в статью 149 части 2 Налогового кодекса.

Законопроект был разработан для совершенствования механизмов участия России в деятельности МВФ, в частности предусматривается более четкое распределение функций между Минфином РФ и ЦБ РФ, представляющих Россию в МВФ, и определение источников финансирования расходов по участию России в Международном валютном фонде.

Поправки уточняют подход к расширению субъектного состава организаций, с которыми Банк России имеет право осуществлять свои операции, сообщил на заседании Совета Федерации глава комитета по финансовым рынкам и денежному обращению Дмитрий Ананьев. Также предусмотрено, что Банк России вправе осуществлять операции с международными организациями, иностранными центральными банками и иными иностранными лицами только в рамках деятельности по управлению своими валютными активами, в том числе золотовалютными резервами.

Кроме того, исключены полномочия Банка России по заключению договора с МВФ. Это редакционное уточнение снимает возможность двоякого толкования полномочий ЦБ, который, не являясь субъектом международного права, будет вправе заключать определенные сделки с МВФ в рамках действующего законодательства.

Ананьев напомнил, что с 2005 года, после досрочного возврата кредитов МВФ, Россия перешла к полноценному партнерству с фондом. Это подразумевает ее участие в различных операциях, предусмотренных статьями соглашения МВФ, таких как покупка и продажа специальных прав заимствования, участие в новых соглашениях о заимствованиях, покупка облигаций фонда, финансирование программ помощи развитию, списание задолженности беднейших стран. Поскольку за этот период возросли количество и объемы операций, в которых участвует Россия, возникла необходимость более рационального перераспределения функций между Минфином РФ и ЦБ, представляющих Россию в МВФ, а также определения источников финансирования расходов по участию России в Международном валютном фонде.