Минэкономразвития подготовлен проект изменений в закон о банкротстве и иные законодательные акты РФ, имеющие отношение к признанию кредитных организаций несостоятельными, пишет во вторник «Российская газета».

В проекте поправок, по мнению некоторых экспертов, отдельные элементы процедуры банкротства размываются. «Например, ст. 22.2. в ФЗ «О банкротстве кредитных организаций» впервые предусмотрела возможность возврата имущества, ранее переданного кредитной организации по договорам, связанным с осуществлением профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Однако эта статья не раскрывает способов оформления такого возврата, что неминуемо приведет к сложностям в правоприменительной практике», — заявил гендиректор компании «Рябинников & Партнеры» Владимир Рябинников.

Новшеством также является и то, что устанавливаются особенности конкурсного управления кредитной организацией, в отношении которой осуществлялась принудительная ликвидация. А именно — устанавливается упрощенный порядок перехода от процедуры принудительной ликвидации кредитной организации к банкротству. По мнению Рябинникова, с одной стороны, это должно привести к ускорению и облегчению процедуры, но, с другой стороны, открывает возможность проведения банкротства кредитной организации «без лишних свидетелей». «Теперь законопроект предусматривает возможность для конкурсного управляющего кредитной организации не осуществлять те полномочия, которые были реализованы ликвидатором в ходе принудительной ликвидации. Преследуя благую цель сокращения временного фактора, законопроект лишает возможности перепроверить работу предыдущих коллег на предмет соблюдения законности», — отметил эксперт.

Законопроект вносит поправки и в Уголовный кодекс. Сегодня, по словам Рябинникова, распространена практика с внесением ложных сведений в материалы бухгалтерской отчетности кредитных организаций. Указанные действия нельзя квалифицировать как фиктивное или преднамеренное банкротство, предусмотренные УК РФ в качестве преступлений в сфере экономики. Новые нормы дадут возможность привлекать к ответственности лиц, чьи действия ранее не входили в понятие преступления. В частности, предлагается возложить ответственность не только на руководителя и лицо, ответственное за составление, но и на лицо, предоставившее бухгалтерскую и иную отчетность. «Ужесточение уголовного законодательства в данной части расширяет круг субъектов до практически неограниченного размера. С нашей точки зрения, было бы более рациональным уделить больше внимания вопросам контроля, нежели наказания», — отметил Рябинников.

В принципе, по мнению экспертов, усиление регулирования банков можно только приветствовать. «Банк является не просто коммерческим предприятием, а социальным институтом. Банкротство банка оказывает значительно большее влияние на его экономическое окружение, чем банкротство обычной компании. Поэтому предотвращение банкротств банков и смягчение их последствий должно быть одним из основных направлений государственной политики, ориентированной на рост», — заявила газете управляющий партнер информационно-аналитического портала Bank.ru Мария Флорентьева.