Банк «Тинькофф Кредитные Системы» (ТКС-Банк), специализирующийся на кредитных картах, за три года работы (по август 2010 года) разослал потенциальным клиентам 41,6 млн приглашений, пишет во вторник газета «Ведомости» со ссылкой на отчет аналитика Станислава Пономаренко из «Тройки Диалог» (организатора размещения облигаций ТКС-Банка). У банка нет отделений и банкоматов, с клиентом он работает дистанционно, напоминает издание.

Частота отклика на высланные предложения — примерно 3% (три года назад — 1,5%), банк получил 1,4 млн анкет, но кредитных карт выпустил всего 750 тыс. Анкеты в 40—45% случаев отсеивались по результатам анализа качества заемщиков, еще в 5—10% — из-за неправильного оформления. Основная часть клиентов (38%) — из небольших городов (не более 50 000 жителей), из городов-миллионников всего 17% клиентов. Похоже на подход сети «Магнит», которая ориентирована на низкоконкурентные рынки небольших городов, сравнивает Пономаренко.

Сейчас на клиентов, привлеченных почтовой рассылкой, приходится 67% выпускаемых карт, хотя средний показатель за всю историю банка — 82%. Причина тому — Интернет: с его помощью теперь привлекается каждый пятый клиент (против 4% в среднем за всю историю). В Интернете банк использует собственный сайт, социальные сети и рекламу. Агентские продажи остаются на уровне 14%.

Эффективная ставка у ТКС-Банка — 60—65% годовых, — по мнению Пономаренко, достаточно высока при стоимости фондирования порядка 20%. У других банков ставка по картам ниже: у ХКФ-Банка и Восточного Экспресс Банка — 45%, еще меньше у «Русского Стандарта» (около 35%) и ОТП Банка (30%).

Качество кредитного портфеля Пономаренко считает приемлемым: банк активно списывает и продает проблемную задолженность, качество портфеля Пономаренко анализирует по проценту пропущенных первых платежей — в III квартале 2010 года он составлял 11%. Чтобы обеспечить банку качественный портфель, при такой модели необходим тщательный отсев кандидатов, что и происходит, заявил газете руководитель карточного бизнеса и электронных каналов продаж ОТП Банка Василий Кузнецов. Такая модель, по его мнению, имеет право на жизнь — отклик высок, однако в России ее развивать тяжелее: из-за несовершенства системы доставки и низкого уровня финансовой грамотности населения.