Банк России планирует внести поправки в свою инструкцию № 135-И, пишет в пятницу газета «Коммерсант». Регулятор намерен разрешить кредитным организациям отправлять в ЦБ документы, требуемые в случае любого изменения в деятельности, в электронной форме. Кроме того, сам регулятор будет перенаправлять документы в Федеральную налоговую службу и получать их обратно также в электронном виде. О достижении договоренности с налоговым ведомством по этому вопросу в Центробанке заявляли и ранее.

В настоящее время процедура регистрации в случае любой трансформации деятельности кредитной организации выглядит следующим образом. Сначала банк посылает (чаще всего с помощью курьера) пакет необходимых документов в ЦБ. Затем Центробанк рассматривает их в отведенный законодательством срок (зависит от характера изменений), затем пересылает по почте в налоговую службу. После рассмотрения ФНС отправляет свое решение через почтовую службу в Центробанк, который сообщает компании о регистрации. «Пробег документов может составлять две-три недели»,— говорит директор департамента банковского аудита ФБК Алексей Терехов. Предложенная ЦБ новая форма документооборота позволит избежать временных затрат.

Изменения могли бы рассматриваться как формальные, если бы не перемены в банковском законодательстве, которые могут потребовать внесения изменений в уставы банков, отмечает издание. Так, с 2012 года в России повышаются требования к минимальному капиталу банков до 180 млн рублей (в настоящее время — 90 млн). Ужесточение требований к размеру собственных средств банков могут подстегнуть процессы слияния и поглощения в секторе, что также потребует изменений в уставе и, как следствие, визы регулятора. «Инициатива ЦБ направлена не только на то, чтобы несколько облегчить деятельность банков, но и на то, чтобы упростить документооборот внутри самого Центробанка»,— резюмировал Терехов.