«Мегафон» в понедельник представит в Петербурге механизм оплаты проезда в метро с помощью мобильного телефона. Как уточняют «Ведомости», проект основан на технологии NFC (Near Field Communication), позволяющей производить обмен данными на близком расстоянии без физического контакта.

Стоимость поездки будет списываться с мобильного счета. Для этого на телефон будет прикрепляться специальный стикер, замены СИМ-карты не потребуется, объясняет представитель Северо-Западного филиала «Мегафона» Людмила Чехова. Стоимость услуги будет определена к моменту ее коммерческого запуска, подключить ее можно будет в офисе оператора. Технологически «Мегафон» готов к запуску до конца 2010 года, указывает Чехова. Инвестиции «Мегафона» на этапе тестирования не превышают нескольких сотен тысяч рублей.

Финансовая схема взаимодействия с партнерами прорабатывается, говорит Чехова. В дальнейшем проект коснется всех видов городского и пригородного транспорта, рассчитывают в «Мегафоне».

В метро уже идет тестирование похожего проекта американской компании Ambiq Technology. В середине этого года она предложила властям Санкт-Петербурга систему платежей с помощью чипа, совмещаемого с сим-картой любого мобильного телефона. 22 марта 2010 года было подписано соглашение между Ambiq и городским комитетом экономического развития, промышленной политики и торговли. Тестирование успешно проводят сотрудники метрополитена, говорит Мария Азарова, гендиректор петербургской «дочки» компании — «Амбик Тэк СПб». Она не считает «Мегафон» прямым конкурентом: «Наша технология не связана со счетом мобильного оператора, она использует банковский эквайринг и может применяться более широко: вместо скидочных карт, для идентификации при подключении к базам данных». Но в метро можно просто и наглядно разъяснить суть услуги потребителю, считает она. За продажу билетов Ambiq будет получать комиссию не больше 2%, говорил в октябре соучредитель компании Миша Розенберг. Ambiq вложила в разработку технологии около 7 млн долларов.

Метрополитен готов сотрудничать и с «Мегафоном», и с Ambiq — у пассажиров будет выбор, а метро сможет в перспективе избавиться от очередей в кассы, говорит представитель метрополитена. Турникеты переделывать не нужно, на стоимости проезда новшество не отразится, утверждает он.

Участие в подобном проекте обсуждает и МТС, рассказала представитель «МТС Северо-Запад» Юлия Неменова. Оператор тестирует решение по оплате проезда с помощью мобильного телефона в Московском метрополитене — специальными СИМ-картами, поддерживающими сервис, пользуются сотрудники метро, рассказала она. Коммерческий запуск проекта намечен на январь-февраль 2011 года.

У услуги большая потенциальная аудитория с учетом объемов перевозок в метро, считает Чехова. По данным сайта Петербургского метрополитена, в день в метро ездит 2,3 млн пассажиров (в Москве, по данным столичного метро, — более 7 млн. — Прим. ред.).

«Вымпелком» также прорабатывает несколько вариантов проектов с использованием NFC с транспортными компаниями и крупными ретейлерами и банками, говорит представитель петербургского филиала «Вымпелкома» Мария Георгиевская.