Франция и Германия близки к достижению соглашения о создании в Европе постоянно действующего механизма для противостояния долговому кризису и могут объявить о договоренности в течение нескольких дней, пишет в пятницу британская The Financial Times.

По информации издания, канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Николя Саркози провели вечером в четверг телефонные переговоры, в ходе которых лидеры двух стран обсудили условия создания антикризисного механизма, предполагающего финансовое участие частных инвесторов в реструктуризации суверенных долгов. Главы двух государств договорились, что действующий на данный момент механизм «продолжит функционировать в настоящей форме до 2013 года». В Париже и Берлине надеются, что это позволит успокоить финансовые рынки, напуганные объявленной в октябре франко-германской инициативой переложить часть расходов в случае вероятных дефолтов стран еврозоны на плечи частных инвесторов.

В настоящее время в Европе существует Европейский фонд финансовой стабильности, который является основной частью программы финансовой помощи странам региона в объеме 750 млрд евро. Программа была согласована министрами финансов европейских стран в начале июня текущего года для предотвращения банкротства Греции и противодействия долговому кризису в регионе. Свою деятельность фонд будет осуществлять до середины 2013 года.

Несмотря на то, что Меркель и Саркози совместно призвали в октябре создать механизм решения долговых проблем с участием частного сектора, у правительств двух стран возникли разногласия по деталям предлагаемой схемы.

Франция высказала крайнее недовольство идеей Германии о создании такого антикризисного механизма, который предусматривал бы автоматические финансовые потери частного сектора в случае дефолта страны еврозоны. Париж, в свою очередь, продвигал идею об избирательном подходе, когда финансовое участие частных инвесторов в решении долговых проблем рассматривалось бы в зависимости от конкретных обстоятельств. Согласно позиции Франции, автоматический характер механизма предоставит возможности для спекуляций, дестабилизирует рынки и повысит стоимость заимствований для «периферийных» стран еврозоны, которые и без того находятся в сложном финансовом положении.

Пытаясь устранить эти разногласия, Берлин и Париж договорились, что участие частного сектора в реструктуризации может быть оформлено в виде специальной оговорки при выпуске новых гособлигаций, которая бы позволила упростить достижение договоренности с кредиторами относительно изменений срока погашения бумаг или их номинальной стоимости. Условия реструктуризации будут обговариваться в каждом конкретном случае между страной-должником и группой кредиторов.

Тем не менее, разногласия между Берлином и Парижем по-прежнему сохраняются. Так, Франция считает, что участие частного сектора в реструктуризации может быть оформлено в различных формах, например за счет продления срока погашения гособлигаций. Германия, в свою очередь, предпочитает делать акцент на списании части долга по госбумагам. Кроме того, Франция хочет предоставить странам-должникам возможность урегулирования вопросов по гособлигациям путем переоформления задолженности или переноса срока платежей, а также получения финансовой поддержки со стороны еврозоны до того, как возникнет необходимость предпринять более серьезную реструктуризацию долга.