Сбербанк России считает нецелесообразным создание банками резервов под недвижимость и имущество, перешедшие кредитным организациям по договорам о залоге и отступных. Об этом заявил зампредседателя правления Сбербанка Антон Карамзин на московском банковском форуме «Роль банков в модернизации российской экономики — вызов времени».

Как напоминает Прайм-ТАСС, в ноябре Банк России разместил на своем сайте для обсуждения и сбора замечаний и рекомендаций проекты поправок в положение № 283-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери» и инструкцию № 110-И «Об обязательных нормативах банков».

В соответствии с проектом поправок в положение № 283-П предполагается внесение изменений в порядок формирования резервов на возможные потери. В частности, планируется, что элементами расчетной базы резерва будут являться «непрофильные активы»: недвижимость и иное (не относящееся к недвижимости) имущество, права требования по договорам долевого участия в строительстве, полученные кредитной организацией по договорам об отступном или залоге в результате реализации прав на обеспечение по предоставленным кредитной организацией ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности. Кроме того, резервированию будет подлежать балансовая стоимость недвижимого имущества и земли, используемых не для осуществления банками профильной деятельности. Если недвижимость и имущество, перешедшие банкам по залогам или в качестве отступного, находятся на их балансах более 1 года, банки должны создавать резервы под «непрофильные активы» в размере 10% от их стоимости, при сроке более 2 лет — в размере 35%, более 3 лет — не менее 75%.

Вступление в силу данного положения будет сопряжено с рядом проблем для банковского сектора, полагает Карамзин. «То, что целесообразно решать тонкой настройкой, средствами финансовой отчетности (в частности через применение МСФО 36 «Обесценение активов»), решается путем директивного резервирования», — указывает он. Создание резервов в объеме, который зависит от времени нахождения «непрофильных активов» на балансе, а не от их реальной рыночной оценки, «совершенно не соответствует экономической логике», отмечает Карамзин.

«Вся логика восстановления экономики» основана на том, чтобы банки, у которых достаточно капитала и ликвидности, могли полученное обеспечение в виде физических активов, недвижимости, имущества реализовать «не по бросовым ценам в момент кризиса», а, дождавшись их восстановления, «с максимальной отдачей», подчеркнул финдиректор Сбербанка. «Банки будут вынуждены нести наказание, продержав активы 2—3 года и сформировав огромные резервы», — отметил Карамзин.

Еще одна проблема, на которую указал банкир, — в документе не оговаривается возможность привлечения к оценке активов независимых экспертов-оценщиков.

Кроме того, необходимость формирования резервов под недвижимость и имущество влечет за собой проблему двойного создания резервов на балансе банка. «К примеру, если непрофильные активы передаются внутри группы банка дочернему предприятию и дочерняя компания кредитуется под них, возникнет необходимость создавать резерв и под задолженность дочернего предприятия, и по обеспечению, которое под эту задолженность предоставлялось», — пояснил Карамзин.

Также для крупных многофилиальных банков возникнет проблема разделения в аналитическом учете недвижимого имущества и земли, используемых и не используемых для банковской деятельности, обращает внимание зампред правления Сбербанка.

Карамзин также обрисовал проблемы, которые вызовет принятие проекта изменений в инструкцию № 110-И. По его словам, вводимые коэффициенты риска по кредитам 1,1 и 1,5 (110% и 150%) по активам «не представляются экономически обоснованными». Внесение изменений в этот документ приведет «к существенному угнетению кредитной активности банков» в первую очередь через давление на нормативы Н1, Н6 и Н7, сказал Карамзин, отметив, что также следует учитывать включение в расчет Н1 операционного риска в размере 70% от расчетной величины с 1 августа 2011 года и 100% — с 1 августа 2012-го. Постепенное введение изменений в действие (по новым активам — с 1 июля 2011 года, по всем — с 1 июля 2012-го) вряд ли снимет напряженность, считает он.