С августа в России зарегистрировано уже шесть закрытых ПИФов художественных ценностей, пишет в пятницу газета «Ведомости».

Первый специализированный арт-фонд, инвестирующий в произведения искусства — Fine Art Fund, начал работать в Лондоне в июле 2004 года, напоминает издание. В этом году такой инструмент появился в России. С 1 января приказом Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) узаконены закрытые ПИФы художественных ценностей. В их активы помимо денежных средств могут входить живопись, графика, скульптура, фото- и киноархивы, книги, музыкальные инструменты и даже старинные монеты и марки. Доходы пайщиков формируются за счет роста стоимости этих объектов, а также их экспонирования.

Первой в конце августа два таких ПИФа зарегистрировала УК «Лидер»: «Собрание» — для всех и «Собрание фотоэффект» — для квалифицированных инвесторов. Примерно через месяц по одному художественному фонду создали УК «Атланта» и «Монетный двор траст». А в конце ноября ФСФР зарегистрировала еще два ПИФа — также под управлением «Монетный двор траст» и УК «Агана».

«Стать пайщиком такого фонда не так просто: обычно инвесторы приобретают паи ЗПИФа в период формирования фонда, а гасят — после его прекращения, через 10—15 лет. Кроме того, входной билет в них, как правило, стоит миллионы рублей», — говорится в материале.

«ЗПИФы — удобный инструмент не только для инвестиций, но и для «упаковки» личных активов состоятельных клиентов. Он позволяет, к примеру, избежать уплаты налога на доходы при каждой продаже дорогого предмета искусства», — заявил газете один из участников рынка.

ПИФы художественных ценностей для широкого круга инвесторов вряд ли войдут в моду. «Закрытая форма ПИФа неудобна для розничного продукта, практически нет экспертов, способных составить адекватный портфель арт-активов, слишком велики издержки на хранение, страхование, оценку имущества в таком фонде», — перечисляет старший аналитик MFO УК «Альфа-Капитал» Михаил Лобанов. Согласно правилам действующих фондов на это может уходить 10—20% от стоимости чистых активов в год. Лучший вариант участия в арт-рынке, по мнению Лобанова, не фонды, а приобретение реальных предметов искусства первого эшелона, которые стабильно дорожают в среднем на 7—10% год.