В отличие от ЮАР, где проведение чемпионата мира по футболу в 2010 году подтолкнуло рост экономики, в России экономические выгоды от мероприятия вряд ли превысят издержки на его подготовку. Такое мнение экспертов приводит в понедельник «РБК daily».

В Белом доме пока не берутся подсчитывать экономический эффект от футбольной победы. «Абсолютную цифру сейчас не назовет никто, — признался в разговоре с изданием источник в аппарате первого вице-премьера РФ Игоря Шувалова. — Но, поверьте, мы не зря боремся за такие статусные мероприятия, как Олимпиада и ЧМ по футболу. К нам придут новые консультанты и компании, они принесут новые технологии. По сути это новый подход к экономическому развитию и новые точки роста».

В случае с ЮАР именно так и произошло. ЧМ увеличил ВВП принимающей страны на 1%, сделал Южную Африку более прозрачной для потенциальных инвесторов, увеличил занятость на 0,5 млн человек, говорится в исследовании Standard Bank. Максимальный позитив был для строительной отрасли, туризма, производства стали и цемента. После объявления в 2004 году ЮАР хозяйкой чемпионата рынок акций рос как на дрожжах — за год на 50%, опередив глобальные развивающиеся рынки на 15 процентных пунктов.

Весьма вероятно, что футбольная победа подтолкнет вверх и российский фондовый рынок, считают в ИК «Тройка Диалог». Наибольший интерес вызовут акции строительного сектора (мосты и дороги), производителей стройматериалов (таких, как группа «ЛСР»), транспортных компаний («Аэрофлот») и производителей стали (Evraz).

При этом аналогичного ЮАР роста экономики в 1% России ждать также не стоит, уверены в «Тройке Диалог»: экономика у нас более крупная, соответственно, эффект будет меньше. «Тут в аналогию просится скорее не ЮАР, а подготовка к сочинской Олимпиаде, — говорит старший аналитик Антон Струченевский. — У нас что, жизнь в стране или экономика как-то изменились? К тому же пока неясны расходы на ЧМ. Владимир Путин говорит о 300 миллиардах рублей, но это цифра явно заниженная — аналитики прогнозируют 1,5 триллиона».

Эффект для России будет скорее не на макро-, а на микроуровне, считает Струченевский. Если дальновидно подойти к развитию инфраструктуры 14 российских городов, которые попали в заявку, в будущем можно поднять их экономику как минимум за счет туризма.

Победа России скорее репутационная, уверен руководитель экономической экспертной группы при правительстве Евсей Гурвич. «Вряд ли разовые доходы от проведения ЧМ перекроют расходы на его подготовку, — говорит он. — И очень сомневаюсь, что подготовка к ЧМ сделает нашу экономику более прозрачной. Наш опыт реализации таких масштабных проектов говорит скорее об обратном. Попытка сделать все в короткие сроки, как в случае с сочинской Олимпиадой, не оставляет времени на проработку проектов и проведение открытых конкурсов».