Несмотря на общее снижение ставок по рублевым вкладам, некоторые банки смогли к новогодним праздникам временно повысить их на 0,3—1% годовых, пишет в пятницу газета «Ведомости». По оценке издания, за этот год доходность рублевых депозитов в крупнейших банках снизилась вдвое, или на 3—6% годовых в зависимости от банка. Это отразилось и на праздничных вкладах.

Если год назад по новогодним вкладам в рублях банки платили 13—16% годовых, то сегодня лучшие предложения банков первой сотни не превышают 10%. Максимальную ставку по новогоднему вкладу — 11% годовых — предлагают лишь небольшие банки, например Международный Инвестиционный Банк («Вклад в Новый год VIP» на год, сумма от 500 тыс. рублей), «Сберкред» (депозит «Новый год», от 1 тыс., срок от 366 дней), Московский филиал Смоленского Банка (годовой вклад «Лыжню процентам!», сумма от 3 млн).

Большинство банков по-прежнему готовы платить по новогодним вкладам чуть больше, чем по аналогичным депозитам базовой линейки. Правда, в этом году ставки по ним выше лишь на доли процента. Так, в банке «Санкт-Петербург» доходность новогоднего вклада при прочих равных условиях выше на 0,5% годовых, в Газпромбанке и Бинбанке — на 0,3—0,5%. Ставки «Рождественского бонуса» Росбанка выше процентов по «Доходному» на 0,75—0,9% годовых, но этот сезонный вклад в отличие от постоянно действующего нельзя пополнять.

Некоторые банки в этом году не стали вводить специальные сезонные вклады, а просто увеличили доходность действующих депозитов в предпраздничный период. К примеру, Пробизнесбанк и Банк Проектного Финансирования (БПФ) — на 1% годовых. А Восточный Экспресс Банк помимо введения специального «Рождественского» вклада повышает на 0,2% годовых ставку любого вклада на сумму более 650 тыс. рублей.

Ряд банков решили порадовать только постоянных клиентов. Например, Промсвязьбанк до 31 января владельцам любых срочных вкладов при открытии вклада «Моя выгода» на сумму от 200 тыс. рублей, 7 тыс. долларов или 7 тыс. евро на срок 367 дней увеличивает ставку на 0,35% годовых. А Юниаструм Банк лояльным клиентам открывает вклады «Доступный», «Большой процент», «Сберегательный», «Вперед в будущее» по ставке, увеличенной на 0,5% годовых.

В этом году лишь к некоторым новогодним вкладам банки прилагают подарки. Чаще всего — сувенирчики (Балтинвестбанк, Мастер-Банк, Бинбанк), международные платежные карты с бесплатным годовым обслуживанием («Санкт-Петербург», БПФ, НС-Банк), скидки на аренду сейфовых ячеек в 10—20%. Восточный Экспресс Банк всем открывшим любой VIP-вклад (от 650 тыс. рублей) в честь Нового года не только повышает ставку, но и дарит кредитную карту Visa Gold на два года с максимальным кредитным лимитом 300 тыс. Правда, эта кредитка не имеет льготного периода, а кредитная ставка равна 23% годовых в рублях.

Банкиры и независимые эксперты не ждут существенного изменения ставок по вкладам в следующем году. Заместитель гендиректора Агентства по страхованию вкладов Андрей Мельников полагает, что ставки будут немного снижаться лишь во второй половине 2011 года после полугодовой стагнации. Предпосылок для заметного роста рублевых ставок нет, правительство удерживает инфляцию на приемлемом уровне (по оценке министра финансов Алексея Кудрина, около 8,5% годовых в 2010 году — «Ведомости»), добавляет гендиректор «Салона финансовых решений «К13» Вера Дедова.

А раз так, тем, кто собирается открыть вклад, лучше воспользоваться пусть небольшой, но прибавкой к процентной ставке. Дедова советует сейчас для сохранения свободных средств выбирать наиболее удобные вклады со ставками выше инфляции, а вот пытаться заработать придется с помощью других инструментов, например ПИФов. Начальник департамента розничных продаж банка «Открытие» Евгений Стародубцев считает эффективными комбинированные продукты, когда покупка инвестпродукта дает возможность открыть депозит по более высокой ставке.

Лишь 14% россиян, пользующихся банковскими услугами, считают новогодние предложения банков выгодными, показывают опросы НАФИ. 45% опрошенных расценивают их предновогодние акции (сезонные вклады, подарки, розыгрыши призов и проч.) как обычную рекламу. Примерно четверть респондентов рассматривают предновогодние акции как приятный знак внимания, хотя и не видят в них особой выгоды.