Банк ВТБ планирует полностью присоединить Банк Москвы и Транскредитбанк через несколько лет после их покупки, рассказал президент — председатель правления ВТБ Андрей Костин на встрече с миноритариями. «Если покупаем банк, то доводим долю в нем до 100% и присоединяем», — цитирует его «Коммерсант» со ссылкой на «Интерфакс». До конца текущего года ВТБ намерен выкупить у РЖД контроль в ТКБ, а в течение трех лет получить 100% его акций, после чего ВТБ консолидирует ТКБ и ликвидирует его как юрлицо. По такой же схеме госбанк намерен действовать в рамках сделки с Банком Москвы.

Ранее Костин официально заявлял о намерении ВТБ приобрести мажоритарный пакет Банка Москвы, а Счетная палата сообщила о начале проверки банка в связи с предстоящей сделкой. Ключевыми акционерами Банка Москвы являются правительство Москвы (46,48% акций), Столичная страховая группа (17,32%), а также президент банка Андрей Бородин и член совета директоров Лев Алалуев (20,32%), напоминает издание. В пресс-службе ВТБ пояснили, что «считают неэффективным сохранение нескольких юридических лиц, которые функционально и управленчески дублируют друг друга». На текущий момент стратегия интеграции бизнесов ВТБ и ТКБ разрабатывается, сказали в пресс-службе ВТБ, отказавшись от комментариев по поводу Банка Москвы.

Полную консолидацию ВТБ, Банка Москвы и ТКБ эксперты считают целесообразной. «Для того чтобы добиться максимальной эффективности от купленного актива, необходима полная его интеграция, чтобы между единицами группы не было конкуренции ни по территории, ни по клиентам», — уверен протектор фонда долгосрочной мотивации сотрудников МДМ Банка Вадим Сорокин.

Объединение столь крупных банков — сложная и дорогая в решении задача, указывают эксперты. ВТБ и Банк Москвы входят в топ-5 по размеру активов и капитала, Транскредитбанк — в топ-20. «Слияние двух банков предполагает огромный объем работы, в первую очередь связанной с банковскими технологиями и необходимостью перехода на единую IT-систему, а также переобучением персонала», — отмечает предправления Райффайзенбанка (присоединившего в 2006 году Импэксбанк) Павел Гурин. Затраты на интеграцию Банка Москвы и ТКБ составят десятки миллионов долларов, полагает президент ФК «Открытие» Михаил Беляев. По его словам, синергетический эффект от слияния проявится не раньше, чем банки будут переведены на единый баланс, поскольку только тогда появится возможность сократить часть персонала. «В долгосрочной перспективе затраты на персонал после объединения могут сократиться на 10—20%», — считает Беляев.

При этом слияние банков связано с риском оттока части клиентов. «Желание розничных клиентов ТКБ и Банка Москвы обслуживаться в объединенном ВТБ будет зависеть от технологичности их перевода в новый банк», — рассуждает Вадим Сорокин. Уровень лояльности розничных клиентов ТКБ и Банка Москвы к ВТБ, скорее всего, будет разным в зависимости от того, насколько развитой была продуктовая линейка присоединяемых банков. Как отмечает аналитик ИК «Тройка Диалог» Ольга Веселова, сотрудники РЖД, которые сегодня являются зарплатными клиентами Транскредитбанка, смогут получать более разнообразные продукты, в результате чего число операций на одного человека, вероятно, вырастет. Выгоды для клиентов Банка Москвы от присоединения к ВТБ не столь очевидны: продуктовая линейка у этих банков схожая, указывает директор департамента розничных продаж Промсвязьбанка Егор Шкерин. Ставки по вкладам для физлиц в Банке Москвы привлекательнее, чем в ВТБ 24. Так, для годового вклада на сумму 100 тыс. рублей в ВТБ 24 ставка составляет от 4% до 5,85% годовых, в Банке Москвы по вкладам на сопоставимый срок и сумму — от 5,68% до 6,5%. «Кроме того, у Банка Москвы много социальных проектов (пенсионные вклады, социальные карты), тогда как ВТБ 24 не привык работать с клиентами с уровнем дохода ниже среднего», — указывает Шкерин.

Ребрендинг поглощаемых банков вряд ли увеличит риски оттока клиентов, считают эксперты. В ВТБ не сообщили, планируется ли ликвидация брендов Транскредитбанка и Банка Москвы. «При покупке банка бренд может сохраняться, если это в интересах роста бизнеса и клиентов», — заявили в пресс-службе банка. «ВТБ — это глобальный бренд, тогда как Банк Москвы и Транскредитбанк скорее локальные», — отмечает директор по стратегическому планированию Depot WDF Максим Писарев. В силе бренда ВТБ не сомневаются также участники рынка, развивающиеся по противоположному сценарию, — финансовая группа «Лайф», объединяющая шесть самостоятельных банков, самым крупным из которых является Пробизнесбанк. «Мы шли по другому пути, поскольку покупали региональные банки, которые на местных рынках имели более сильные позиции, чем Пробизнесбанк. Однако у ВТБ бренд федерального масштаба», — указывает вице-президент по кредитным рискам группы «Лайф» Ярослав Алексеев. В рейтинге самых дорогих российских брендов-2010 компании Interbrand бренд Банка Москвы (15-е место) опережал ВТБ (23-е место), но эксперты обращали внимание на динамику показателей: за последние два года стоимость бренда Банка Москвы снизилась на 31%, в то время как стоимость бренда ВТБ выросла на 36%.