Доля жителей крупных городов РФ, желающих приобрести новогодние подарки в кредит, достигла в этом году 39%. Цифру вывел Хоум Кредит Банк, опросив в декабре 1,2 тыс. респондентов в возрасте от 20 лет в Москве (60%) и других городах-миллионниках (40%). Результаты исследования во вторник приводит «Коммерсант».

В прошлом году, по данным банка, о намерении покупать подарки к Новому году в кредит заявили лишь 23% респондентов (в докризисном 2007-м — 33%). Также в 2010 году выросла сумма кредита на приобретение новогодних подарков: сейчас она составляет около 21 тыс. рублей против 15 тыс. в 2007 и 2009 годах. «Этот факт не может не радовать, — комментирует директор по прямым продажам и маркетингу Хоум Кредит Банка Денис Власов. — Рост суммы, которую граждане готовы потратить на новогодние подарки, свидетельствует о выходе из кризиса и восстановлении потребительской активности населения».

Изменились и предпочтения граждан относительно кредитных продуктов для покупки подарков на Новый год. Наибольшей популярностью в этом году пользуются кредитные карты — ими намерены оплатить подарки 40% респондентов, вторыми по популярности стали наличные в кредит — 38%, последнее место заняли POS-кредиты — 15%. В прошлом году лидировали по популярности кредиты наличными — их предпочитали 33%, за ними шли кредитные карты и POS-кредиты (по 25%). До кризиса же всем остальным продуктам граждане предпочитали кредиты в торговых сетях (36%).

«Получив кредитную карту один раз, ее можно использовать не только для покупки подарков, но и для других целей, не обращаясь каждый раз в банк за новым кредитом», — поясняет изменение предпочтений заместитель руководителя розничного блока Альфа-Банка Илья Зибарев. По его словам, сумму в 21 тыс. рублей, которую гражданин в среднем намерен потратить на новогодние подарки, он вполне может погасить в течение грейс-периода (обычно два месяца) — в этом случае кредит будет для заемщика по сути бесплатным (заемщику придется оплатить лишь годовую комиссию за обслуживание карты, в среднем это 500—700 рублей).

Впрочем, банки активно предлагают кредитные карты вовсе не в расчете на бездоходных клиентов, укладывающихся в грейс-период. «Кредитные карты являются продуктом, доходность которого для банка во многом зависит от поведения заемщика, — признает руководитель карточного бизнеса и электронных каналов продаж ОТП Банка Василий Кузнецов. — В нашем сегменте потребительского кредитования в грейс-период по кредитным картам укладываются менее 10%, большинство же платят проценты по кредиту». В среднем ставки по кредитным картам составляют 18—25% годовых, при возникновении просрочки банки начисляют штрафы, которые увеличивают стоимость кредита по карте до 40—50% годовых. «Банки активно продвигают кредитные карты, поскольку они более выгодны для банка, чем кредиты наличными и в сетях, так как предусматривают долговременное сотрудничество банка и клиента», — отмечает Кузнецов.