Бюджет РФ за пять лет недополучил более 10 трлн рублей из-за налоговых льгот. Такие данные представила газета «Ведомости», которой удалось ознакомиться с расчетами Федеральной налоговой службы за 2005—2009 годы: сколько не поступает в консолидированный бюджет доходов в связи с предоставлением льгот. Как следует из размещенной в материале таблицы, в 2005 году консолидированный бюджет РФ за счет льгот на федеральном и региональном уровнях недополучил порядка 1,6 трлн рублей, в 2006-м — почти 1,9 трлн, в 2007-м — 2,2 трлн, в 2008-м — 2,1 трлн, в 2009-м — около 2,7 трлн. В основном льготы предоставляет федеральный бюджет: так, в 2009 году только 7,7% от всех льгот были региональными.

Отмена большого количества налоговых льгот рассматривается как один из вариантов пополнения бюджета, рассказали два чиновника Минфина РФ. «В среднесрочной перспективе понадобятся новые источники средств, чтобы обеспечить социальные и оборонные обязательства», — объясняет один из них. Так, президент Дмитрий Медведев в ноябрьском послании Федеральному собранию заявил о необходимости создавать новую высокотехнологичную мобильную армию, на что нужно 20 трлн рублей за десять лет.

Министр финансов РФ Алексей Кудрин заявлял, что отмена всех налоговых льгот позволила бы сразу решить проблему сокращения дефицита бюджета на 4,6% ВВП. Правда, как указывает издание, пока об отмене всех льгот речи нет.

Избавляться от большого количества преференций нужно не только из-за нехватки средств, объясняет чиновник Минфина: разветвленная система льгот сложна в администрировании и порождает злоупотребления. По словам замминистра финансов Сергея Шаталова, заменой льготам может быть налоговый кредит — это возможность уменьшить сумму налога или налогооблагаемую базу постфактум при условии, что результаты, ради которых предоставляются преференции, достигнуты.

Льготы нужно не отменять, а учиться ими пользоваться, считает вице-президент организации «ОПОРА России» Вячеслав Корочкин. На федеральном уровне это механизм стимулирования отрасли, а на региональном и муниципальном — инструмент конкуренции между территориями, полагает он. Более низкая налоговая нагрузка на малый бизнес — не льготы, а специально настроенная система, которая позволяет выровнять малому и среднему бизнесу условия работы, заключает Корочкин.