Как стало известно «Коммерсанту», Минфин и Банк России подготовили поправки в законы «О банках и банковской деятельности» и «О Центральном банке Российской Федерации», утверждающие критерии оценки деловой репутации должностных лиц банков и владельцев значительных пакетов акций кредитных организаций. Эти критерии, как пояснял в одном из выступлений бывший первый зампред ЦБ Андрей Козлов, «должны регламентировать, что не должен делать человек или кем он не должен быть, чтобы занимать должность в руководстве банка или определять его политику в составе акционеров».

В официальном ответе Минфина на запрос издания за подписью замдиректора департамента финансовой политики Минфина Владимира Лукова указано, что под несоответствием требованиям к деловой репутации будут пониматься: признание должностных лиц банков виновными в их банкротстве, совершение административных правонарушений в области финансов, предпринимательской деятельности, налогов и сборов, рынка ценных бумаг, а также факт расторжения трудового договора по инициативе работодателя. Иными словами, поводом для недовольства ЦБ могут стать любые факты биографии банкиров вплоть до неуплаты налога на имущество. И если раньше при согласовании кандидатур топ-менеджеров банков ЦБ утверждал лишь кандидатуры председателей правления банков, их заместителей и главных бухгалтеров, то сейчас Банк России может получить право влиять еще и на назначение президента, членов правления, заместителей главных бухгалтеров, руководителей и главбухов филиалов банков. Аналогичные требования будут предъявляться также к учредителям банков и владельцам значительных пакетов акций кредитных организаций. При этом ЦБ оставляет за собой право отказать акционерам в получении согласия на приобретение значительных пакетов акций при признании деловой репутации неудовлетворительной. В настоящее время законопроект находится на согласовании с заинтересованными ведомствами.

Участники рынка шокированы столь жесткими предложениями. По их мнению, критерии оценки деловой репутации дают ЦБ возможность неограниченного воздействия на любой банк. А принятие законопроекта, по словам экспертов, чревато массовой чисткой рынка банковских менеджеров и новыми отзывами лицензий. «Даже при существующей ныне процедуре согласования ЦБ мог месяцами согласовывать кандидатуру зампреда, что при новой системе и представить страшно, — сообщили «Коммерсанту» в одном из федеральных банков. — О нормальном менеджменте в российских банках придется, скорее всего, забыть. На руководящие посты будут выдвигаться подставные лица с «незапятнанной» репутацией».

Следствием применения критериев оценки репутации к акционерам банков, по мнению экспертов, станет резкое снижение уровня прозрачности банковской системы. «Это приведет к прогрессирующему развитию механизма титульного владения — когда реальные собственники скрыты за третьими лицами — и уходу реальных собственников банков в теневой сегмент», — прогнозирует директор департамента банковского аудита ФБК Алексей Терехов, отметив при этом, что введение критериев оценки ЦБ деловой репутации банкиров — это исключительно российское изобретение.

В ЦБ отказались комментировать ситуацию. В Госдуме газете заявили, что намерены «существенно отредактировать» законопроект. «Банкиров нужно защитить на законодательном уровне», — считает зампред банковского комитета Госдумы Анатолий Аксаков.