Декабрь стал самым разорительным месяцем в прошлом году для индустрии открытых паевых фондов. Такую оценку, основанную на данных InvestFunds, дает «Коммерсант». Отток средств из фондов превысил 1,5 млрд рублей, сведя на нет все достижения предыдущих месяцев. В результате по итогам года чистый отток средств из открытых фондов составил около 400 млн рублей. Таким образом, третий год подряд индустрия коллективных инвестиций продолжала терять инвесторов. Впрочем, в предыдущие годы отток был гораздо сильнее. По данным InvestFunds, в 2008 году он составил 16,5 млрд рублей, в 2009-м — 11,7 млрд.

Вывод средств затронул в первую очередь крупнейшие фонды акций. В общей сложности у фондов, инвестирующих средства преимущественно в эти ценные бумаги (в том числе индексных фондов и фондов смешанных инвестиций), потери составили почти 2,1 млрд рублей. Участники рынка объясняют агрессивное поведение пайщиков достижением к концу года российскими фондовыми индексами локальных максимумов (с июля — августа 2008 года). Всего за 2010 год ведущие российские индексы поднялись на 23%, причем в декабре рост составил 10%. По словам управляющего директора «Тройки Диалог» Олега Ларичева, «часть инвесторов предпочла зафиксировать прибыль».

При этом на рынке были и исключения: фонды, ориентирующиеся на эмитентов потребительского сектора, в декабре выиграли: туда пайщики принесли почти 600 млн рублей. Кроме того, перевод части средств в фонды облигаций (около 500 млн рублей) также скрасил безрадостную картину конца года. Участники рынка ожидают возврата средств в начале этого года. По словам Ларичева, «похожая ситуация была в апреле 2010 года, когда пайщики выходили из фондов акций, но уже летом и осенью возвращались обратно».

Представители управляющих компаний нередко говорили о росте интереса к рынку коллективных инвестиций в связи с падением ставок по банковским депозитам. Этот процесс идет. Однако подстегивать интерес новых клиентов затратными рекламными кампаниями, как это было до 2008 года, никто не спешит. «Пока говорить о какой-то устойчивой тенденции интереса к ПИФам нельзя, следовательно, и рекламные кампании пока преждевременны», — считает гендиректор УК «Атон-Менеджмент» Виталий Сотников. В прошлом году месяцы, когда фонды показывали приток средств пайщиков, сменялись периодами оттока. Сотников добавляет, что розничные клиенты все еще не так активны, как это было до кризиса, и в этих условиях затраты на рекламу не будут эффективными. Это особенно заметно в условиях импульсивного действия пайщиков — в случае обновления локальных максимумов они спешат фиксировать прибыль, не надеясь на долгосрочный устойчивый рост рынка.

В таких условиях УК нацелены на кропотливую работу с потенциальными клиентами. Причем стратегии могут диаметрально различаться. Так, по словам начальника управления продаж и маркетинга «Райффайзен Капитала» Александра Бару, в условиях, когда рынок коллективных инвестиций еще не встал на ноги после кризиса, «управляющие будут уделять больше внимания не ретейлу, а другим направлениям, которые приносят более «легкие» деньги, например private banking». Вместе с тем, по словам гендиректора «Пионер Инвестмент Менеджмента» Елены Логиновой, гораздо эффективнее выстраивать отношения с дистрибьюторами — в идеале это банки, которые будут продавать ПИФы вместе с банковскими продуктами.