Комитет Госдумы по финансовому рынку на заседании во вторник рекомендовал принять в первом чтении законопроект о безналичных расчетах с помощью электронных денег с учетом доработки ко второму чтению. Законопроект вносит поправки в ряд законов, в том числе в Гражданский кодекс, в связи с законом о национальной платежной системе.

«Внесенным законопроектом предлагается объекты различной правовой природы (наличные деньги, безналичные средства, электронные деньги) считать одним объектом гражданского права — безналичными денежными средствами. Таким образом, предлагается разносторонние отношения регулировать посредством единого закона», — сказал заместитель председателя комитета Юрий Исаев. Он уверен, что предлагаемые поправки создадут громоздкую, многоуровневую, запутанную систему. Кроме того, предложенная концепция регулирования разных видов гражданских отношений на базе единого правоотношения совершенно не соответствует международному подходу, отметил Исаев.

Председатель комитета Владислав Резник в ходе обсуждения правительственного законопроекта отметил, что в нем содержится «революционная концепция», поскольку любые операции с денежными средствами предлагается понимать как безналичные расчеты. «До этого никто расчеты с наличными деньгами не рассматривал как безналичные», — сказал он.

Наличные, безналичные и электронные деньги имеют разную правовую природу, и прежде под электронными деньгами понималась такая субстанция, которой можно расплатиться, только если получатель дал согласие на расчет при их помощи, подчеркнул Резник.

Заместитель директора юридического департамента ЦБ Александр Жданов, в свою очередь, отметил, что не все расчеты становятся безналичными. Так, по его словам, расчеты между двумя людьми напрямую законопроект предлагает считать по-прежнему наличными. Если же человек вставляет наличную банкноту в купюроприемник банкомата, то это является, по законопроекту, безналичным расчетом, пояснил он.

Исаев также отметил, что в предмет регулирования данного проекта закона не был включен вопрос о том, какой госорган будет контролировать Банк России, так как ЦБ РФ выступает в платежной системе не только как лицо, осуществляющее в ней надзор и наблюдение, но и как один из операторов платежной системы. По его словам, возникают сразу два неурегулированных вопроса: первый состоит в том, что подотчетность ЦБ РФ Государственной думе не предполагает каких-либо форм контроля за исполнением Банком России публичной функции надзора и наблюдения в платежной системе в целом. Второй заключается в том, что в документе отсутствуют нормы о контроле над Банком России при исполнении им частной функции оператора платежной системы.

«Таким образом, Банк России в обоих качествах остается никому не подконтрольным, что является принципиальным недостатком законопроекта», — сказал он.