Российские банки стали более «технологично» выдавать кредиты, о чем свидетельствует рост числа обращений банков в Центральный каталог кредитных историй (ЦККИ) при ЦБ РФ с целью узнать, в каком бюро находится история того или иного заемщика. Об этом в среду пишет «Коммерсант» со ссылкой на директора департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России Михаила Сухова. По данным Центробанка, за 2010 год число таких обращений увеличилось в 1,6 раза, всего за год в ЦККИ поступило 5 млн запросов.

«Рост числа обращений банков в ЦККИ свидетельствует об активизации банков в конвейерной выдаче кредитов — через использование скоринговых систем», — пояснил Сухов. Такие системы автоматизируют оценку кредитного качества заемщика, тем самым ускоряя процесс. При этом, по его словам, речь идет об увеличении кредитной активности средних и крупных игроков: мелкие банки финансово не могут себе позволить скоринговые системы.

Степень задействования скоринговых систем при кредитовании на самом деле еще выше, свидетельствуют участники рынка. Гендиректор кредитного бюро «Глобал Пэйментс Кредит Сервисиз» Олег Лагуткин отметил, что через ЦККИ в бюро поступает небольшая доля запросов. «Банки, занимающиеся розничным кредитованием, в основном запрашивают информацию напрямую у кредитных бюро», — говорит он. По его словам, в прошлом году обращения банков в его бюро «увеличились в разы». «В прошлом году достаточно сильно увеличились запросы в кредитное бюро, в том числе по скоринговым отчетам в два раза. Банки запрашивают не только информацию для скоринга, но и, например, кредитные отчеты», — подтверждает гендиректор Национального бюро кредитных историй Александр Викулин.

Использование информации бюро кредитных историй стало неотъемлемой частью принятия решения о выдаче кредита. «Еще несколько лет назад механизм выдачи кредитов был неповоротливым: банки долго изучали каждое заявление, при этом гарантии, что заемщик надежный, это не давало», — отмечает зампред банка «Возрождение» Александр Долгополов. Сейчас, по его словам, кредитные бюро наполнены всей необходимой информацией, что позволяет «с меньшими временными затратами выдавать кредиты проверенным заемщикам». Зампред правления банка «Уралсиб» Илья Филатов констатирует, что в прошлом году спрос на кредиты по сравнению с 2009 годом увеличился «существенно больше, чем в полтора раза», и, чтобы удовлетворить этот спрос, «большинство крупнейших банков уже не обходятся без скоринговых систем».

На 17 января 2011 года в государственный реестр внесено 32 бюро кредитных историй.