На днях вступили в силу поправки в антиотмывочное законодательство. В частности, как пишет «РБК daily», в закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» введены четкие понятия о том, кто является клиентом банка и выгодоприобретателем. Если до принятия поправок под последними банки понимали третьих лиц по сделкам клиентов, например поставщиков товаров, если продавцом выступал агент или комиссионер, то теперь банкам необходимо будет идентифицировать реальных владельцев бизнеса клиента. В случае если клиент не представит банку необходимых для идентификации указанных лиц документов, закон запретит банкам заключать с такими компаниями договор банковского счета или вклада.

Вместе с этим было ужесточено и наказание для банков за нарушение закона № 176 «О внесении изменений в федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Так, в КоАП ввели административную ответственность для банкиров и должностных лиц — штраф в размере от 10 тыс. до 50 тыс. рублей или дисквалификацию на срок от одного до трех лет.

Хотя данные поправки приближают российское законодательство к мировому, ряд экспертов считают, что реальный эффект от них будет минимальным. «Эти поправки на практике могут привести к усложнению процедуры открытия расчетных счетов в банках, увеличению сроков их открытия, возникновению трудностей при осуществлении расчетов через банки, которые будут вынуждены запрашивать дополнительную документацию и информацию, связанную с расчетами», — говорит руководитель проектов департамента банковского консультирования компании «НЭО Центр» Евгений Трусов. По его мнению, те, против кого направлены указанные поправки, уже давно находятся в тени, и вычислить их такими мерами вряд ли удастся. «По большому счету их выявление является обязанностью правоохранительных органов, а не банков», — указывает Трусов.

По мнению вице-президента по правовым вопросам Пробизнесбанка Сергея Летунова, новые требования по идентификации выгодоприобретателей очень сильно увеличат и объем работы банков, и расходы, поскольку нужно будет поддерживать в банке функции, не совсем свойственные кредитному учреждению.