Агентство Standard & Poor’s собирается выставлять свои оценки компаниям и банкам даже без получения от них специального заказа. «К теме рейтингов без заказа мы теперь относимся иначе, чем прежде», — заявил Handelsblatt глава немецкого подразделения S&P Торстен Хинрихс, чьи слова в пятницу приводит «РБК daily».

Надзорные инстанции уже давно хотят, чтобы рейтинговые агентства использовали в качестве своей бизнес-модели не только выполнение платных заказов. В данном случае S&P реагирует на существующую в деловом мире проблему так называемого рейтингового шопинга. Именно так окрестили в предпринимательских кругах практику, когда компании передают оплачиваемый заказ на подготовку своего рейтинга только тому агентству, аналитики которого готовы выставить заказчику наиболее высокую оценку. Это стало одной из причин того, что в преддверии финкризиса многие ценные бумаги сомнительного качества имели неоправданно высокие рейтинги. «В наши планы и входит каким-то образом ограничить этот самый рейтинговый шопинг», — отметил Хинрихс.

Эта проблема серьезно беспокоит регуляторов по всему миру. Так, МВФ обратился недавно к надзорным ведомствам с призывом принять меры для противодействия рейтинговому шопингу. В США уже приняты первые законодательные акты, направленные против подобной технологии. Решение проблемы ищут и в Еврокомиссии. Действующая бизнес-модель рейтинговых агентств буквально приглашает заказчиков совершить своего рода шоп-тур, ведь экспертное заключение о положении дел в компании оплачивают сами клиенты. Поэтому сначала компании запрашивают у разных рейтинговых агентств предварительный анализ, а уже платный заказ передают тому исполнителю, чьи оценки могут быть наиболее благоприятными. Неслучайно МВФ предлагает обязать компании представлять и полученные ими промежуточные рейтинги, а в рекомендациях Еврокомиссии подготовленные без предварительно оплаченного заказа рейтинги уже позиционируются как средство борьбы с рейтинговым шопингом.

В связи с этим эксперты положительно оценили нынешнюю инициативу S&P, что благоприятно повлияло на отношение надзорных ведомств. До финансового кризиса по крайней мере европейские регуляторы относились к предварительно не заказанным рейтингам скептически. Это объяснялось их опасениями, что таким образом агентства навязывают клиентам свои услуги. Но кризис изменил взгляды регуляторов: теперь на первый план вышла борьба со слишком положительными рейтингами.

Впрочем, ставить на поток бесплатные рейтинги S&P отнюдь не намерено. «Составлять их мы планируем только в ограниченных масштабах», — указал Хинрихс. «Решение о том, стоит ли нам работать над тем или иным рейтингом, мы будем принимать в каждом отдельном случае — автоматизма тут быть не может», — подчеркнул он, назвав в числе критериев уровень интереса рынка к положению дел в каком-то концерне и противоречивые оценки ситуации в нем.