Внешэкономбанк, получивший концерн «Тракторные заводы» (КТЗ) от его основателя Михаила Болотина с условием возможности обратного выкупа, намерен привлечь для управления им новую команду. Об этом, как пишет «Коммерсант», заявил в четверг в Давосе агентству «Интерфакс» глава ВЭБа Владимир Дмитриев. Когда начнется конкурс «по выбору управленческой команды КТЗ» и каковы будут его условия, Дмитриев не уточнил, сказав только, что действующий менеджмент во главе с президентом концерна Болотиным «имеет равные с другими претендентами шансы» выиграть. Болотин отказался обсуждать с изданием претендентов на управление КТЗ, но отметил, что если ВЭБ проведет конкурс, действующий менеджмент «отнесется к этому спокойно, потому что лучшей команды для управления концерном на рынке все равно нет».

КТЗ объединяет 17 предприятий в России, Германии, Дании и Австрии в области военного, дорожно-строительного, железнодорожного и сельскохозяйственного машиностроения, производстве лесной техники, а также запасных частей к ним. До сделки с ВЭБом порядка 80% акций КТЗ принадлежало Болотину, около 20% — первому вице-президенту концерна Альберту Бакову.

В конце декабря ВЭБ купил 100% акций материнской компании КТЗ — Machinery & Industrial Group у структур Болотина и Бакова. Эта сделка была аналогом кредита РЕПО: под эти акции продавцы получили от ВЭБа 15 млрд рублей для снижения крайне высокой, на уровне 34 млрд рублей, долговой нагрузки КТЗ (сопоставимой с выручкой концерна за прошлый год — 30 млрд рублей). Вернуть кредит ВЭБу и, соответственно, контроль над КТЗ прежние собственники рассчитывали в течение семи лет, причем, как утверждали собеседники газеты в руководстве КТЗ, «с ВЭБом была достигнута принципиальная договоренность, что менеджмент концерна меняться не будет».

Однако, рассказывают источники «Коммерсанта» в правительстве, в январе ВЭБ получил ряд предложений об управлении КТЗ и покупке части его активов, в частности от «Ростехнологий»: «Уралвагонзавод» договаривается о контроле над вагонным производством КТЗ, «КамАЗ» интересуется выпуском боевых машин десанта на «Курганмашзаводе». Еще один претендент на активы КТЗ — холдинг «Русские машины» Олега Дерипаски. В самом холдинге неофициально утверждают, что особого интереса к активам КТЗ, обремененным серьезным долгом, не проявляют, «но вообще синергия быть может». В целом идея отдать управление КТЗ «Русским машинам» «исходит от банков, то есть от того же ВЭБа», говорят источники газеты в холдинге.

Претендентом на вагонный бизнес КТЗ является также контролируемый Александром Несисом Номос-Банк, говорят источники «Коммерсанта» (в банке от комментариев отказались). Банк входит в группу «ИСТ», владеющую Тихвинским вагоностроительным заводом.

При этом, по словам собеседников газеты, никто не интересуется сельхозмашиностроением КТЗ. Как говорят источники издания, Болотин готов расстаться с более перспективным военным и железнодорожным машиностроением, оставив за собой проблемное сельхозмашиностроение, выпуск лесной и дорожно-строительной техники. Полученные от ВЭБа 15 млрд рублей частично уже потрачены на погашение процентов по кредитам (это порядка 3 млрд), поясняют источники, и «оставшуюся от погашения часть Михаил Болотин также намерен оставить за собой». «Соответственно, сейчас идет торг — КТЗ готов расстаться с частью своих «хороших» активов, дающих половину его выручки, а деньги ВЭБа и часть «плохих» активов оставить за собой», — сообщили изданию.