С понедельника ВТБ начинает в Европе и США роуд-шоу в рамках подготовки к продаже на открытом рынке 10-процентного пакета своих акций, который изначально планировалось продать напрямую пулу инвесторов во главе с TPG Capital. Об этом пишет в пятницу газета «Коммерсант» со ссылкой на источник, близкий к акционерам банка. Как стало известно изданию, американскому фонду по-прежнему отводится роль якорного инвестора, активное участие которого в выкупе бумаг второго по величине российского банка должно привлечь к ним широкий круг инвесторов. Ожидается, что размещение части госпакета ВТБ завершится до конца февраля. Официально в ВТБ эту информацию не комментируют.

О том, что ВТБ рассматривает вариант приватизации 10% акций через продажу на открытом рынке, стало известно в начале этой недели, напоминает газета. Во вторник министр финансов Алексей Кудрин заявил, что правительство до конца года планирует расстаться с 20% акций банка. Источник издания в правительстве говорит, что приватизация следующих 10% акций ВТБ может произойти «ближе к концу года и по совершенно иной схеме». Накануне поздно вечером агентство «Интерфакс» сообщило, что в ходе роуд-шоу может быть принято решение об увеличении продаваемого 10-процентного пакета ВТБ, если спрос инвесторов будет большим.

ВТБ должен стать первой госкомпанией, включенной в план приватизации до 2015 года. За 10% акций банка государство рассчитывало получить около 3 млрд долларов (вчера рыночная цена этого пакета составила 3,6 млрд, исходя из котировок биржи РТС). Планировалось, что приобретателем пакета выступит консорциум стратегических инвесторов во главе с TPG Capital в ходе частного размещения. Среди условий сделки предусматривался трехлетний запрет на торговлю акциями, приобретенными в ходе приватизации. Первоначально ее планировалось завершить до конца прошлого года, однако в дальнейшем сроки были скорректированы из-за сложностей с формированием пула стратегических инвесторов.

Размещение, в ходе которого акции компании покупаются крупным якорным и прочими инвесторами, стандартная практика при проведении SPO, отмечает управляющий партнер инвесткомпании «Третий Рим» Андрей Мовчан. «Даже при полностью публичных размещениях такие ситуации нередки, довольно часто якорный инвестор, с которым у компании уже достигнуты договоренности, подает заявку в числе прочих инвесторов,— поясняет он.— Впрочем, более распространен другой вариант, когда компания проводит так называемое пре-IPO (SPO), приобретает оговоренную долю, а в дальнейшем проводится публичное размещение. Таких примеров немало».

Директор Simargl Capital Дмитрий Садовый отмечает, что при размещении пакета такого объема инвесторы, безусловно, будут просить дисконт к рыночной цене. Поэтому эмитент заинтересован в снижении этого дисконта. Этого можно достичь за счет сокращения объема предложения акций, в том числе за счет привлечения якорных инвесторов.