К 2015 году суверенный рейтинг России может быть повышен с нынешних «ВВВ» до «А», не исключает S&P. А вот дальше может и упасть до спекулятивного. К этому могут привести растущие госрасходы на пенсионную систему, предупреждает агентство. Его прогнозы приводит в пятницу газета «Ведомости».

Россия — одна из быстро стареющих стран: к 2050 году ее население сократится до 116 млн человек, или на 0,4% ежегодно, а соотношение числа людей старше 65 лет к числу людей трудоспособного возраста вырастет с текущих 18% до 39%, подсчитали аналитики S&P. Расходы «на старость» удвоятся — до 25,5% ВВП, а чистый госдолг достигнет фантастических 585% ВВП.

Есть и другой вариант — сбалансированный бюджет к 2016 году. Тогда правительство становится чистым должником только в 2040 году (15% ВВП, в 2050-м — 124%). Несмотря на улучшение пенсионной системы, России требуется больше реформ для устойчивости госфинансов, заключают аналитики.

Рейтинг может быть повышен до «А» в 2015 году в обоих вариантах и при сбалансированном бюджете остается на этом уровне до 2050-го. А в базовом варианте снижается до спекулятивного уровня в 2035 году: чистый госдолг достигает 221% ВВП (в 2010-м активы правительства превышали его долг на 4% ВВП), процентные платежи — почти 10% ВВП (в 2010-м — 0,6%), соцрасходы — 20% ВВП (в 2010-м — 13%).

Подобные же проблемы предстоят большинству из 47 исследуемых S&P стран: к 2050 году соцрасходы в странах Европы в среднем вырастут с 16% до 26% ВВП, в странах с переходной экономикой — с 11% до 17%, в БРИК — с 8,7% до 16,3%.

Это гипотетический сценарий, а не прогноз о неизбежном массовом падении рейтингов, оговариваются аналитики: вряд ли правительства позволят госдолгу выйти из-под контроля. Сценарий призван показать масштаб предстоящих проблем и необходимость дальнейшего затягивания поясов.

Негативного сценария можно избежать: создание рабочих мест принесет дополнительные доходы, пенсионная реформа, повышение пенсионного возраста смягчат нагрузку на бюджет, перечисляет Александр Морозов из HSBC. Ближайшая перспектива гораздо интереснее, указывает он: рейтинг «А» — это серьезный прорыв, дающий возможность снижения стоимости займов и доступа к более консервативным структурам, например средствам пенсионных фондов. Сейчас разница спредов между бумагами суверенных эмитентов с рейтингом «ВВВ» и рейтингом «А» — в среднем 100 базисных пунктов, между «А» и «АА» — 50—70, подсчитал Александр Апокин из ЦМАКП: «Хороший рейтинг существенно снижает текущие платежи». Но при одном и том же значении рейтинга бывают разрывы до 100 базисных пунктов в зависимости от фискальных и макроэкономических показателей, сравнивает он.

Если у Ирландии до сих пор рейтинг уровня «А», получить «А» для России только к 2015 году не совсем справедливо, указывает Юлия Цепляева из BNP Paribas. Массовое же снижение рейтингов не имеет значения: просто сдвинется общая шкала, «и «А» станет новым «ААА». Дефицита бюджета при цене нефти в 100 долларов и росте ВВП на 5% не будет уже в этом году, продолжает она. «А дожить до госдолга в почти 600% ВВП просто невозможно — и развалимся раньше, и пенсии отменят», — иронизирует Цепляева.